Экономика и бухгалтерский учет что это за профессия кем работать
Плюсы и минусы специальности Экономика и бухгалтерский учет
У профессиональных бухгалтеров сегодня есть карьера, которая включает широкий спектр знаний по экономике и бухгалтерскому учету. В 1912 году редакторы «Журнала учета» написали, что такого специалиста начинают «рассматривать как народного целителя».Они не могли себе представить разнообразие областей профессии, которые будут существовать через 100 лет.
Описание профессии
Бухгалтерский учет способ вести учет деловых и финансовых сделок, суммировать эти транзакции, анализировать, проверять и сообщать о финансовых результатах организации.
Бухучет включает только операции, которые выражены в денежном выражении. Цель – помощь пользователям информации в принятии правильных решений.
Специалисты работают с частными лицами, малыми предприятиями, крупными корпорациями, некоммерческими и государственными учреждениями.
Некоторые из задач, которые бухгалтеры выполняют для своих клиентов:
• Организация и ведение финансовой отчетности
• Оценка финансовых операций и формирование рекомендаций для руководства
• Проверка бухгалтерских книг и учетных систем, чтобы убедиться в эффективности работы компании
• Подготовка налоговых деклараций и связанных с ними задач
• Изучение финансовой отчетности, чтобы убедиться, что она точна и соответствует требованиям законодательства
• Предлагать способы увеличения доходов, снижения затрат и повышения прибыли
Перспективы для обладателя профессии по экономике и бухгалтерскому учету
Кто востребован в отрасли
Профессионалы бухучета остаются востребованными на рынке труда. Но работодатели с каждым годом увеличивают свои требования. Старательно подбирают не только опытных кадров, но и студентов. Чем крупнее компания, тем сложнее туда попасть.
Наиболее востребованы узкопрофильные специалисты. Высокий спрос на профессионалов по заработной плате и по расчету с поставщиками.
Если вы будете работать в нише бюджета организации или расчета с поставщиками, то работой будете обеспечены постоянно. Уровень зарплаты работника зависит от:
Средний показатель зарплаты бухгалтера по России составляет 21-30 тысяч рублей.
Самая высокая заработная плата для специалиста в Москве и Санкт-Петербурге: 30-40 тысяч рублей. В Екатеринбурге и Новосибирске 21-23 тысяч рублей. Специалист по ВЭД или на производстве в Москве может заработать в месяц 60-100 тысяч рублей.
График работы
Большинство специалистов работают в офисе. Трудовой день начинается с утра до вечера, плюс два выходных в неделю. Даже если у работника четко установленный график, иногда он будет работать сверхурочно, чтобы успеть вовремя подготовить отчетность.
Некоторые мастера ведут несколько фирм одновременно. Выполняют работу удаленно и самостоятельно выбирают место работы. Такой способ становится все более популярным в отрасли.
Можно ли работать фрилансером
В круг обязанностей наемного фрилансера входят такие же обязанности, как офисного работника.
Что светит новичку в профессии
Компания может взять бухгалтера без опыта работы, если собирается проводить обучение или сотрудник нужен срочно. Могут предложить работу на полную занятость, на неполный рабочий день или по совместительству. Некоторые работодатели выбирают сотрудников без опыта, чтобы они легче подстраивались под специфику работу фирмы. Главное правильно подготовиться к собеседованию.
Новичку необходимо продемонстрировать, что он безупречно знает теорию и сможет применить ее на практике. Грамоты, сертификаты и дипломы помогут подтвердить знания.
Необходимо разбираться в современном бухгалтерском программном обеспечении. Плюсом будет знание английского языка.
Повышение квалификации
Чтобы оставаться конкурентоспособным работником, важно проходить переподготовку и изучать новое программное обеспечение. Бухгалтер с дипломом и опытом работы, который регулярно повышает квалификацию, получает зарплату в два или три раза больше обычного специалиста.
Профессионалы в государственных структурах должны один раз в три года пройти аттестацию, иначе будут уволены из-за несоответствия.
Чаще всего компании заинтересованы в профессионализме кадров, поэтому оплату за курсы повышения квалификации возлагают на себя.
Профконкурсы
Ежегодно в России проводится конкурс «Лучший бухгалтер России». Участие бесплатное. Победители получают сертификаты о повышении профессионального уровня в объеме 10 или 40 часов, возможность без экзаменов стать членом Института профессиональных бухгалтеров России и денежные призы. Также лучшим можно стать в отдельной области или городе.
Работа за границей
В каждой стране требования для зарубежных специалистов специфичные. На западе они более жесткие. Бухгалтера там делятся на две категории: специалисты и работники, выполняющие рутинную работу. Большинство российских работников будут приравнены ко второй категории. В первую могут войти главбухи, которые своевременно повышают профессиональную квалификацию.
Легче получить работу в стране, в которой профессия бухгалтера внесена в лист профессий с дефицитными на данный момент специальностями. Ежегодно этот список меняется.
Чтобы получить желаемую работу за границей нужно прилично владеть иностранным языком, знать систему западного учета и иметь сертификаты и рекомендательные письма от иностранных компаний.
К сожалению, российские специалисты за рубежом не очень востребованы.
Смежные профессии для бухгалтеров
Для представителей этой профессии есть ряд смежных:
Бухгалтеру с опытом работы не составит труда освоить эти профессии.
Где и как учат профессии
Получить такую работу можно имея средне-специальное образование. Но компании предпочитают работников с высшим образованием. В высшем учебном заведении можно получить специальность «Бухгалтерский учет и аудит» и стать профессионалом в своем деле.
Для специальности существует программа специалиста на 5 лет и магистратура еще 2 года.
Лучшими университетами для подготовки будущих мастеров считаются вузы в Москве и Санкт-Петербурге.
Кроме учебы в вузе или на курсах, бухгалтеру необходимо следить за изменениями законодательства, изучать официальные документы, посещать семинары и тренинги.
• Формировать схему финансового потока предприятия, обеспечивать движение денежных средств, следить за исполнением обязательств перед кредиторами
• Подготавливать и приводить в систему информацию об имуществе, обязательствах и финансовых операциях фирмы
• Осуществлять аудит финансовой отчетности
• Составлять план доходов и расходов предприятия
• Составлять сметы и контролировать их исполнение
• Представлять интересы компании при работе с банками и инвесторами
• Вести бухгалтерский учет предприятия
• Формировать финансовую отчетность
• Следить за состоянием счета предприятия и сводить баланс к единому показателю
• Анализировать хозяйственную деятельность предприятий и выявлять проблемы
• Без опозданий оплачивать налоги и сборы
• Следить за изменением законодательства и нормативных документов
• Оформлять документы для заключения договоров
Практика для студентов чаще всего проходит в экономических и финансовых отделах компаний, банках, финансовых, инвестиционных и страховых компаниях, аудиторских фирмах, налоговых службах, органах государственной и муниципальной власти.
Есть несколько видов международных сертификатов. Иметь такой будет огромным плюсом вне зависимости от того, собирается он работать за рубежом или нет.
Наличие диплома международного образца обеспечивает современному бухгалтеру высокую конкурентоспособность на рынке труда и возможность карьерного роста в России или за границей.
Возможность дистанционного обучения
• занятия в любое время
• возможность совмещать обучение и работу
• возможность индивидуального обучения
• более низкая цена по сравнению с программой очного обучения
Кому подходит данная специальность
Бухгалтер должен быть точен в своей работе. По характеру работы его роль заключается в регистрации и обеспечении точных финансовых отчетов. Ошибки в транзакциях или отчетности приведут к плохим внутренним стратегическим решениям и потенциальным юридическим проблемам.
Важно уметь хорошо общаться. Бухгалтеры не просто тратят восемь часов в день на составление номеров и заполнение учетных книг. Они беседуют с руководителями компаний относительно методов, используемых для подготовки управленческой финансовой отчетности, необходимой для принятия решений.
Многое из того, что делают бухгалтеры, включает в себя выполнение задач в рамках руководящих принципов. Однако компании все чаще полагаются на амбициозных бухгалтеров, которые проявляют инициативу в выборе новых компьютерных программ для отслеживания и регистрации финансовых транзакций. Они также хотят работников, которые постоянно учатся и остаются в курсе общепринятых принципов бухгалтерского учета.
Эта профессия столкнется со значительными изменениями в ближайшие три десятилетия, и профессиональные организации, их члены и учебные заведения должны отреагировать. Развитие интеллектуальных и цифровых технологий и новые формы регулирования являются серьезными проблемами для профессии. Бухгалтеры будут использовать все более изощренные и умные технологии для совершенствования своих традиционных методов работы.
Будущим специалистам все больше будет необходимо образование в области цифровых технологий (включая облачные вычисления и использование больших данных), глобализации (аутсорсинг бухгалтерских услуг) и меняющихся нормативных актов (налоговое регулирование, новые формы корпоративной отчетности, интегрированное регулирование отчетности и т. д.).
Технологии меняют будущее бухучета в бизнесе.
Изменения в налоговом законодательстве и нормативно-правовой среде, а также расширение коммерческого бизнеса и усиление финансового контроля продолжают стимулировать спрос на квалифицированных бухгалтеров в государственном и частном секторах.
Если вас заинтересовала эта специальность, то вам будет полезно прочесть наши статьи об образовании юриста, профессии банковского работника и про 14 перспективных профессий для специалистов сферы торговли.
Профессия: бухгалтер
Чем занимается бухгалтер, в каких сферах он нужен, и будет ли профессия востребована в цифровом будущем
Как стать бухгалтером
Есть три способа выучиться на бухгалтера.
Первый. Поступить после 11 класса на экономический факультет вуза или в экономический вуз. В Москве, например, есть экономический факультет МГУ, Высшая школа экономики, Финансовый университет при Правительстве РФ, экономические факультеты РУДН, МГИМО, Национального исследовательского технологического университета (МИСиС), Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Российского государственного социального университета (РГСУ). Список можно продолжать ещё долго, выбор вузов с экономическими факультетами очень большой.
Что даёт этот способ:
Второй. Поступить после 9 класса в техникум или колледж на экономическую специальность.
Что это даёт этот способ:
Третий. Поступить на курсы профессиональной переподготовки, где готовят бухгалтеров.
Что это даёт этот способ:
Мой путь в бухгалтерию
Я стала бухгалтером случайно. В Архангельске я окончила колледж по специальности «менеджер гостиничного сервиса», потом поступила в Московский государственный институт индустрии туризма на экономический факультет и начала работать менеджером по продажам, но быстро поняла, что это не моё. Позже я стала менеджером в рекламной фирме, затем секретарём в крупной компании. Однажды я простудилась и потеряла голос, а секретарю без голоса остаётся только сидеть и улыбаться клиентам. Чтобы мне было чем заняться, меня направили в бухгалтерию, где были нужны помощники.
Я проработала неделю и поняла, что быть бухгалтером мне нравится гораздо больше, чем секретарём или менеджером, и что я хочу заниматься именно этим.
Так я сменила специальность и работаю в бухгалтерии уже седьмой год: сначала в строительной фирме, потом перешла в компанию «Нетология», которая специализируется на онлайн-образовании детей и взрослых. Чтобы восполнить недостаток знаний, я окончила курсы переподготовки.
В «Нетологии» я отвечаю за конкретный участок — работаю с поставщиками наших услуг. Сначала это были только преподаватели, а сейчас я занимаюсь поставщиками всего, что нужно компании для работы: продуктов, канцелярии, рекламы. В мои обязанности входит ввод документов по этим платежам в программу 1С, сверка документов, связь с контрагентами по вопросам оплаты.
Чем занимается бухгалтер
Обязанности. Бухгалтер знает всё о деньгах компании. Он контролирует все движения средств: откуда поступили деньги, на каком основании, куда они были отправлены. Он отчитывается перед государством налогами, перед сотрудниками — зарплатой, взаимодействует с покупателями и поставщиками услуг. Он может в любой момент найти информацию, куда ушла каждая копейка, и предоставить подтверждающий документ.
💸 С сотрудниками: расчёт зарплаты, выплата отпускных, больничных, командировочных, перечисления в пенсионный фонд, сдача отчётности по этим платежам, выдача справок сотрудникам о зарплате, например, для получения въездных виз в другие страны.
💸 С поставщиками услуг: проведение платежей, приём документов от поставщиков, ввод данных в 1С, сверка взаиморасчётов с поставщиками.
💸 С клиентами: проведение платежей, оформление и выдача документов.
💸 С основными средствами: закупка средств производства — компьютеров, канцелярских товаров, автомобилей, станков; их учёт, инвентаризация, проверка наличия и состояния, списание основных средств в случае поломки или замены на новое оборудование.
Начинающий бухгалтер может специализироваться в одном из этих направлений или попробовать по очереди все. Чем больше направлений — тем больше опыта.
Обычно работу начинают с должности помощника бухгалтера или младшего бухгалтера, чтобы в будущем дорасти до ведущего специалиста, начальника отдела или главного бухгалтера. Главный бухгалтер отвечает за работу всех направлений и контролирует все финансовые дела компании.
Варианты карьерного роста
👉 Финансовый аналитик — оценивает деятельность компании и даёт рекомендации, как больше зарабатывать и оптимизировать расходы.
👉 Финансовый директор — руководит аналитиками и планирует денежную политику компании.
👉 Аудитор — бухгалтер, который проверяет работу других бухгалтеров. Аудитора приглашают для проверки финансовой деятельности фирмы и выявления ошибок, поиска «исчезнувших» денег, если такое случается.
Где и зачем нужен бухгалтер
Профессия существует уже несколько тысячелетий. Как только люди начали зарабатывать деньги, понадобились специалисты по учёту и контролю денежных средств.
С тех пор мало что изменилось: бухгалтер остаётся одной из самых востребованных профессий. Бухгалтер нужен всем, кто занимается коммерческой деятельностью: от крупных предприятий до мелких фирм и индивидуальных предпринимателей (ИП).
Бухгалтеры требуются в разных сферах. Например, сейчас я работаю в сфере образования, до этого — в строительстве. Бухгалтеры также нужны в торговле и на производстве. В каждой сфере есть свои нюансы и особенности работы, а иногда и знания, как функционирует предприятие или организация, что она производит, какие услуги предоставляет. Это расширяет кругозор и позволяет не зацикливаться на цифрах.
Работа бухгалтера заключается не только в том, чтобы сидеть за компьютером, оформлять счета и проводить платежи. Бухгалтер отвечает за использованные средства, и порой ему приходится лично проверять, куда они потрачены. Строительная фирма, в которой я работала, была одним из подрядчиков во время строительства стадиона «Динамо» в Москве. Мне приходилось приезжать на стадион, надевать каску, ходить по стройплощадке и лично считать, сколько видеокамер установлено и совпадает ли их количество с тем, что мы оплатили.
График работы и зарплата
Бухгалтер — одна из тех профессий, которая позволяет пробовать разные варианты занятости: и полный рабочий день в офисе, и совместительство, и удалённую работу. С помощью специальных программ и интернета бухгалтер может следить за деньгами компании, проводить платежи и оформлять отчётность из любой точки мира.
Зарплата бухгалтера зависит от места работы, должности, формы занятости и опыта. Чем больше знаний и опыта, тем выше должность и больше зарплата. Средняя зарплата бухгалтера в Москве — 40–50 тысяч рублей. Начинающий бухгалтер получает от 20 тысяч. Главный бухгалтер в крупной компании может получать 80–100 тысяч рублей и выше. Если бухгалтер сотрудничает с маленькими фирмами или ИП, его зарплата будет зависеть от объёма работы и договорённостей с работодателями.
Какие качества нужны бухгалтеру
Ответственность. Главный бухгалтер наравне с генеральным директором несёт материальную, административную и уголовную ответственность в случае неуплаты налогов, штрафов, невыплаты заработной платы, банкротства организации. К этой ответственности нужно быть готовым.
Внимательность и аккуратность. Необходимо точно и аккуратно вводить данные в программу, правильно оформлять документы, замечать даже самые мелкие ошибки и вовремя исправлять их, чтобы не возникло лишних расходов и проблем при оформлении отчётности.
Пунктуальность. Бухгалтер обязан следить не только за суммами, но и за сроками. Существуют строгие временные рамки выплаты налогов, аренды, зарплаты, оформления отчётности, и если бухгалтер пропускает этот срок, компания может понести убытки.
Педантичность. Настоящий бухгалтер в состоянии найти копейку в миллионных расчётах и в любой момент отчитаться о любом движении денежных средств на счёте компании.
Любовь к цифрам. Необязательно иметь способности к математике, с работой бухгалтера вполне справится и гуманитарий. Очень желательно, однако, любить цифры и получать удовольствие от процесса и точного результата расчётов.
Желание учиться. В бухгалтерии часто происходят изменения: принимаются новые законы, вводятся новые правила, меняется программное обеспечение. Бухгалтер должен постоянно следить за новостями и получать новые знания и навыки.
Умение находить общий язык с людьми. Бухгалтеру важно уметь вести переговоры, понимать и учитывать интересы сотрудников, поставщиков, клиентов. Если фирма работает на международном рынке, приходится вникать в особенности менталитета заграничных партнёров и клиентов.
Востребованность профессии в цифровом будущем
В ближайшие десятилетия профессия «бухгалтер» вряд ли исчезнет. Несмотря на то что многие операции в бухгалтерии автоматизируются, человек всё же необходим, чтобы учитывать все нюансы, выполнять проверки, выбирать оптимальные способы учёта и движения денег. Полностью заменить бухгалтеров искусственным интеллектом удастся ещё не скоро.
Однако профессия наверняка изменится. Уже сейчас уходит в прошлое представление о бухгалтерии как о бумажной работе. Постепенно все документы и операции переходят в электронный вид. Данные вводятся в специальную бухгалтерскую программу, например, 1С. В Москве активно внедряется электронный документооборот. Вполне возможно, что через 5–10 лет бухгалтерия окончательно перейдёт в цифровой вид.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
«Мне нравится искать ошибки»: сколько зарабатывает старший бухгалтер
В Кирове
Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.
Еще я не хотела, чтобы в роду у кого-то была такая же профессия: все мои родственники работают в разных областях. Поэтому после школы я поступила в университет на специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит».
В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.
В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.
На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.
После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.
Суть профессии
Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.
Еще я проверяла документы по кассе. Занималась сверкой взаиморасчетов с поставщиками. Отвечала за проверку входящих счетов-фактур. От того, правильно ли они оформлены, зависело возмещение НДС. Если каких-то документов не хватало, не было оригиналов или в них содержались ошибки, я связывалась с отделом снабжения и с поставщиками, просила прислать нужные бумаги или что-то исправить.
Когда я звонила, то от страха сначала даже заикалась.
Обычно отдел снабжения не любил выполнять такие задачи: «Вам надо — сами и разбирайтесь». Приходилось доканывать их каждый день или звонить самой поставщику, но тогда это расценивалось мной как поражение: не смогла воздействовать на других сотрудников, чтобы они выполнили свою работу качественно. А так как в первое время я плохо ориентировалась и не была уверена, что правда на моей стороне, приходилось постоянно спрашивать совета старших коллег. В целом они терпимо и понимающе относились к моим вопросам, но за спиной, скорее всего, обсуждали меня всячески.
Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.
Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.
Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.
Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.
Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.
Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.
Хотя на работу ходили и в пятницу, но уже «за идею».
На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.
Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.
Искала работу полгода, активно — три последних месяца на «Хедхантере». Сложность была в том, что я не хотела, чтобы на старом месте работы узнали о моем поиске, поэтому на вакансии откликалась только я, в открытом доступе работодатели мое резюме не видели. Ради каждого собеседования надо было ехать в Киров — два с половиной часа в один конец. На дорогу уходило очень много времени. Сначала долго не могла найти место, которое меня бы устраивало, а в конце поиска была уже нарасхват, несколько приличных компаний готовы были меня взять.
Место работы
Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.
Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.
Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.
Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.
Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.
С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.
Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.
Программу мы не освоили до сих пор. Каждую неделю что-то для себя открываем.
У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.
Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.
Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.
Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.
Я не считаю мою работу монотонной. Мне нравится узнавать, как в программе правильно провести какую-то операцию. Каждый день происходит что-то интересное, возникают новые задачи, которые надо оперативно решить. Я привыкла к цифрам, они не утомляют меня. Чтобы лишний раз не напрягать глаза, максимально использую возможности «Экселя»: выгружаю в него данные из бухгалтерской программы, применяю различные комбинации клавиш — и он считает вместо меня.