Эпистолярный стиль общения что такое
Эпистолярный жанр
Полезное
Смотреть что такое «Эпистолярный жанр» в других словарях:
эпистолярный жанр — см. эпистолярная литература … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ — ЭПИСТОЛЯРНЫЙ, эпистолярная, эпистолярное (лит.). прил., по знач. связанное с эпистолами, с литературными произведениями в форме писем, посланий. Эпистолярный жанр. Эпистолярный стиль. Эпистолярный роман (в форме писем). Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова
Эпистолярный стиль — (от греч. epistola – письмо, послание) – стилистическая особенность писем (посланий) как одной из разновидностей письменной лит. речи (см. Эпистолярный жанр). Номинация Э. с. используется в одном из возможных значений термина стиль (см.), но… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
эпистолярный — ая, ое. épistolaire adj.1. Написанный в форме письма, послания; являющийся эпистолой. БАС 1. Поэзия разделилась на лирическую, эпическую, драматическую, описательную, эпистолярную и проч. Белинский Горе от ума Грибоедова. Сколько в этом… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Эпистолярный роман — Титульный лист первого издания романа Афры Бен «Любовная переписка дворянина и его сестры» (1684) Эпистолярный роман или роман в письмах разновидность романа, представляющая собой цик … Википедия
Письмо как жанр — – возникло в результате приспособления формы личной и деловой переписки для нужд журналистики. Будучи опубликованным, письмо становилось достоянием аудитории, в силу этого представлять данный жанр могут в полной мере только такие письма, которые… … Энциклопедический словарь СМИ
РОМАН (литературный жанр) — РОМАН (франц. roman, нем. Roman; англ. novel/romance; исп. novela, итал. romanzo), центральный жанр (см. ЖАНР) европейской литературы Нового времени (см. НОВОЕ ВРЕМЯ (в истории)), вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести (см.… … Энциклопедический словарь
эпический жанр — ▲ род литературы ▲ в виде, повествование очерк. рассказ. новелла рассказ, отмеченный строгостью сюжета и композиции, необыденностью события. повесть жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету. роман. эпопея. дилогия. трилогия. тетралогия. эпос.… … Идеографический словарь русского языка
ДЕРРИДА — (Derrida) Жак (р. 1930) франц. философ и эстетик, теоретик культуры, один из интеллектуальных лидеров 80 90 х гг., чьи постструктуралистские идеи стали одним из осн. концептуальных источников постмодернистской эстетики. Автор теории… … Энциклопедия культурологии
Эпистолярный стиль
Полезное
Смотреть что такое «Эпистолярный стиль» в других словарях:
Эпистолярный стиль — ■ Стиль, свойственный исключительно женщинам … Лексикон прописных истин
Эпистолярный стиль — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. Эпистолярный стиль стиль речи,… … Википедия
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ — ЭПИСТОЛЯРНЫЙ, эпистолярная, эпистолярное (лит.). прил., по знач. связанное с эпистолами, с литературными произведениями в форме писем, посланий. Эпистолярный жанр. Эпистолярный стиль. Эпистолярный роман (в форме писем). Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова
СТИЛЬ РЕЧИ — СТИЛЬ РЕЧИ. Применение языкового стиля в данной речевой среде. Различаются стили устной речи и стили письменной речи. К первым относятся разговорный С. р., характеризующийся преобладанием обиходно бытовой лексики и значительной свободой… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Эпистолярный роман — Титульный лист первого издания романа Афры Бен «Любовная переписка дворянина и его сестры» (1684) Эпистолярный роман или роман в письмах разновидность романа, представляющая собой цик … Википедия
стиль речи — Применение языкового стиля в данной речевой сфере. Различаются стили устной речи и стили письменной речи. К первым относятся разговорный стиль, характеризующийся преобладанием обиходно бытовой лексики и значительной свободой синтаксических… … Словарь лингвистических терминов
Эпистолярный жанр — (от греч. epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Письмо относится к древнему виду письменных сообщений, которыми обмениваются коммуниканты,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
стиль — Совокупность приемов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. О богатом, выразительном стиле. Блестящий, выпуклый, выразительный, гибкий, гладкий, живописный,… … Словарь эпитетов
эпистолярный — ая, ое. 1. Лит. Написанный в форме писем (о литературном произведении). Э. стиль. Э. роман. 2. Относящийся к чьей л. частной переписке. Э ое наследие писателя … Энциклопедический словарь
эпистолярный — ая, ое. 1) лит. Написанный в форме писем (о литературном произведении) Эпистоля/рный стиль. Эпистоля/рный роман. 2) Относящийся к чьей л. частной переписке. Э ое наследие писателя … Словарь многих выражений
Эпистолярный жанр — что это такое простыми словами
Простая статья об эпистолярном жанре
Основные стили речи крайне редко вызывают у пользователей затруднения. К ним относят разговорный, официально-деловой, научный, художественный, реже упоминают церковно-религиозный (конфессиональный) стиль. Больше затруднений вызывает эпистолярная форма речи. Во-первых, не так просто понять, что термин подразумевает. Во-вторых, затруднение при разъяснении вызывает тот факт, что эпистолярный стиль способен вмещать речевые обороты других форм общения. Зачастую, это официально деловой и/или разговорный. Попробуем разобрать детальнее.
Что такое эпистолярный жанр?
Зародилась такая форма общения еще в Древней Греции, поэтому название имеет греческие корни. «Эпистола» означает «письмо». Используется стиль в любых манерах написания, именно поэтому он сочетает в себе обороты различных стилей. Допустим, если написанное адресуется работодателю, главным образом оно будет характеризоваться деловой манерой общения. Если же письмо предназначено приятелю или близкому человеку, эпистолярный стиль будет вмещать слова эмоциональной окраски, шутки, упрощения. При этом, построение предложений станет более свободным, текст не будет придержан нормативам написания и наверняка адресат применит несколько стилей.
Таким, образом, эпистолярный стиль – комплекс нормативов написания как деловых бумаг, так и произведений литературы. Используется он не только в художественных работах, но и в публицистических. Читаемая вами статья изложена именно в этом стиле, так как присутствует личное обращение.
Понимание эпистолярного стиля и его роль в разные века
В различный временной период трактовка формы речи менялась в зависимости от возложенной функции. Общая картина выглядит следующим образом:
Как уже было сказано, возник данный способ общения еще до нашей эры. В Греции его использовали в основном философы и жители, которые занимались образованием населения. Чтобы передавать приобретённые познания, научные деятели выкладывали информацию в форме писем. При этом, хранились данные не только о проведённых исследованиях, но и о размышлениях людей. Если изучение окружающего мира зачастую выкладывалось в форме описания, то внутренней опыт передавался как личное обращение. Адресантами могли быть ученики, жители, посетившие философа, иногда собеседник был воображаемым.
Такая манера письма к нам дошла из работ Аристотеля. Сюда также приписывают его учителя — Платона. Однако это ошибочно, ведь философ обучал желающих только в устной форме и никогда не делал записей. Кроме Аристотеля, письменная речь использовалась Эпикуром. Одна из его рукописей была адресована Геродоту, вторая – Менекею, третья – Пифоклу.
Наше время
Философские творения были сделаны в свободной форме. Смысловая нагрузка нередко передавалась в сочетании с эмоциональным напряжением, а само письмо имело интимный характер. Существенные изменения потерпел стиль с появлением дидактики. Это раздел педагогической науки, что занимается методами образования. Дидактика возникла в 16-17 веке. С ее появлением элементы письма стали вмещать некоторые нормативы. В обязательном порядке адресаты стали придерживаться структуры написания:
Некоторые нормативы существовали уже в Киевской Руси. Правила написания писем излагались в берестяных грамотах, а после в специальных «письмовиках».
Эмоциональную окраску письма приобрели благодаря французам. Здешние писатели в большей степени описывали чувства и переживания героев, нежели происходящие с ними события и их размышления. Прозаические письма писал Венсан Вуатюр, Оноре де Бальзак. В Англии в эпистолярном стиле работал Чарльз Диккенс, Вальтер Скотт, Джон Локк. В английских прозах стиль чаще отображен во введении, нежели в основной работе писателя.
Среди русских писателей известны работы Ф. Достоевского «Записки из подполья», Н. Бердяева «Самопознание», Н. Карамзина «Письма русского путешественника», А. Пушкина «Роман в письмах». Также в эпистолярном стиле работал Н. Гоголь, И. Тургенев.
На сегодня письменная форма общения осуществляется посредству социальных сетей и официальных писем, отправленных электронной почтой.
ЭПИСТОЛА – это литературное произведение в форме послания, письма. Наиболее известная в русской литературе эпистола, написанная поэтическим языком – это письмо Татьяны из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина:
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
А мы. ничем мы не блестим,
Хоть рады вам и рады простодушно.
……….
(А.С.Пушкин)
Обобщу сказанное. Характерные черты поэтической эпистолы:
1. В доверительной форме автор излагают свой внутренний мир.
2. В тексте присутствует речь, оформленная в виде монолога или диалога.
3. Предполагается обязательное присутствие адресата и отправителя.
4. Письмо – это форма общения.
Теперь поговорим о языковых средствах эпистолы. Лексика эпистолы – это сочетание элементов художественного и разговорного стилей. Современный эпистолярный стиль более лаконичен: сократился объем обязательных ранее вступительных обращений и заключительных изъявлений вежливости, эпистола стала более приблежена к современному разговорному языку.
А теперь о форме написания.
Написать ваше письмо в стихах можно в любой форме – в ней главное содержание, а не форма, но лучшие с точки зрения художественного впечатления эпистолы, это, все-таки, не скучные четверостишия 4-стопным ямбом с грамматическими рифмами и с однотипной рифмовкой десятка одинаковых строф. Такая форма более подходит для текстов песен и рассказов в стихах.
Для эпистол гармоничнее выглядит свободная рифмовка строф (строфоиды), с длинной строкой и с необязательной внутренней рифмовкой полустрок. Иногда для этого жанра прекрасно подходит форма написания акцентным стихом, дольником или тактовиком. (см. http://www.stihi.ru/2011/10/26/3124 ).
Свою эпистолу вы можете, конечно, написать в любой форме – с любой моделью строфы, зв этой статье я хочу только напомнить вам, какие отклонения от привычного написания стихов эпистола позволяет и даже приветствует, что только пойдет ей на пользу.
Обобщу материал, который уже подробно изложен мною в другой моей статье: http://www.stihi.ru/2012/02/03/6403.
Никакой упорядоченности в этих группах рифм, записанных «сплошняком» заметить невозможно: катрены и двустишия, перекрестная и охватная рифмовка, чередование окончаний мЖмЖ и ЖмЖм располагаются в тексте вполне произвольно, подчиняясь единственному правилу – красивому звучанию! Такие, рифмически замкнутые, но не повторяющиеся куски астрофического текста называются СТРОФОИДАМИ.
Поэты пушкинской поры свободно пользовались строфоидами, состоящими не только из катренов и двустиший, но и из более длинных рифмовок: АббАб, АбАбАб, АбАбВбВ …
2.
Очень часто эпистолы записывают формате МНИМОЙ ПРОЗЫ (формате А4): в этом варианте эпистолярное стихотворение даже зрительно, а не только по звучанию, будет напоминать нам личное письмо. Но это не единственная причина такой записи.
В поэзии в конце каждой строки стихотворения мы при прочтении подсознательно ставим паузу и этим делаем определенный смысловой акцент. При записи того же самого стихотворения в формате А4 (мнимой прозы) мы эти паузы не делаем, а делаем ее только на законченных частях предложений или в конце предложений – точно так же, как в прозе! То есть, стихи у нас рифмованные и даже могут иметь полностью сформированные строфы, но иначе записанные на бумаге (экране), они иначе и прочитываются – именно так, как этого захотел автор произведения!
Вот пример эпистолы, записанной в формате мнимой прозы:
Эпистола при записи всегда имеет смысловое деление текста, а не структурное, что подсказывает читателю расстановку пауз и изменение интонации при прочтении:
Давно не говорили,- виновата…
Опять весна, запутав все следы,
ворвалась феей; как на солнце пятна,
так в человеке масса ерунды,
ему не нужной, временной, случайной,
с которой меньше шага до беды…
Живу, любовью нищая, скучаю,
себя не нахожу и спорю вечно,
хоть нет причин для гнева иль печали:
без дел благих пусты благие речи!
…Раз он спал
У невской пристани. Дни лета
Клонились к осени. Дышал
Ненастный ветер…
При переносах всегда возникают внутристиховые паузы. Если они стоят в середине стиха без наличия рифмующегося слова и возникли за счет обычного конца предложения («И жив ли тот? И та жива ли?»), то эти паузы делят стих на части, стих становится еще более мерным. Но чем ближе они к краю стиха, тем больше разрушается привычная связь слов в предложении. Внутристиховые паузы превращают стихотворение в прозу, они дают возможность передать ощущение задумчивого размышления, живого диалога, подчеркнуть важные для поэта слова и строчки, обозначить место перелома в развитии лирической темы, выделить концовку – то есть, создают определенную интонацию стихотворной речи.
5.
Хорошо выглядят эпистолы, написанные длинной – (более 12 слогов) строкой, которые при прочтении имеют естественную цезуру – паузу между полустроками. При этом, если в лирических стихах полустроки чаще всего имеют внутреннюю рифму, то в эпистолах именно отсутствие этой рифмовки полустрок передает ощущение живой речи, постоянно меняющей интонацию. Внутренняя рифма полустрок необходима лирическим стихам и текстам музыкальных произведений, где требуется четкий и циклически повторяющийся ритм (монотонность).
Извините меня за мои запоздалые строчки
и за то, что, возможно, нарушу привычный покой;
мы недавно расстались, я ставлю последнюю точку,
а её ведь непросто бывает поставить порой.
До того, как мы встретились, я был хронически болен
болью первой любви, не сорвавшей последних одежд.
Вы во мне заглушили последние отзвуки боли,
и меня, как маяк, увлекли от бесплодных надежд.
Словно солнечный луч Вы блеснули соломою светлых,
перевязанных лентою, спутанных в копны волос.
Кто бы помнил тогда, что и солнце способно поблекнуть,
что и солнце не греет в суровый январский мороз.
Нас судьба не ждала над Невой у мостов разведенных,
Вы ушли от меня в предрассветный безрадостный час,
окруженная сворою пойманных в сети влюблённых,
одуревших парней, завлеченных игрой Ваших глаз.
……………
(Геннадий Бэр –автор СТИХИ.РУ)
Другие интересные примеры написания стихов эпистол и их анализ я советую прочитать в статье по прошедшему на Ликбезе конкурсу Эпистол «Я вам пишу»
Эпистолярный жанр: что это такое простыми словами
Что такое эпистолярный жанр?
“Эпистолярный жанр” – литературный жанр, предназначенный для отправления адресату какого-то послания. В переводе с греческого “эпистола” обозначает письмо или сообщение. Сам текст представлен в виде переписки, одного или нескольких писем. Подразумевается, что письмо обязательно должно быть кому-то адресован.
Эпистолярный жанр – одна из самых древних форм общения на далеких расстояниях. Его удобство и востребованность объясняется отсутствием личного или непосредственного контакта между людьми. Необходимость в эпистолярном жанре пропадает, если собеседник находится на небольшом расстоянии. Но в прошлых веках использовался для передачи секретных данных или передачи информации через посредников.
Многие столетия переписка была единственным способом общения между людьми. Это повлияло на возникновение эпистолярного романа в литературе. Роман представлял собой полноценное литературное произведение в виде переписки нескольких героев. Все события, происходящие с героями, передаются в виде субъективной оценки одного из героев. Автор не высказывает свою точку зрения и не рассказывает о событиях, которые не касаются переписки.
Предметом переписки нередко становятся чувства и мысли героев. Они открывают свою душу, радуются, жалуются и плачут. На протяжении всего романа можно отследить эволюции героев и проанализировать их внутренний мир.
Аналогом эпистолярного жанра в 21 веке является переписка в мессенджерах. Но в прошлых столетиях скорость обмена сообщениями не была столь высокой, поэтому тексты писем были длинными. Письма читались в больших залах, перед всей семьей или прятались под подушкой. Деловые переписки оказывались на страницах газет и становились достоянием общественности.
Примеры эпистолярного жанра в литературе
Одно из первых произведений в эпистолярном жанре можно найти в португальской литературе 17 века. Автором “Португальских писем” был Габриэль Жозеф Гийераг. В своем произведении он изложил трагическую судьбу бедной монахини. Монахиня Мариана Алькофорада страдает от неразделенной любви к французскому офицеру.
Особой популярность эпистолярный роман стал пользоваться в 18 веке. На него обратили свое внимание писатели сентименталисты, они же и приложили колоссальные усилия для его совершенствования. Внимание читателей и других писателей к жанру привлекли работы Сэмюэла Ричарсона.
Он смог поднять очень важные жизненные вопросы. На суд читателей писатель вынес переписку, в которой демонстрируется ответственность за принятые решения. Герои затрагивают вопросы частной жизни, бедственное положение, в котором они вынуждены выживать и роковые ошибки родителей и детей.
В русской литературе эпистолярный жанр достиг высочайших успехов в произведении великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. В 19 веке он написал свое первое произведение – “Бедные люди”. На момент написания романа Федору Михайловичу не было и тридцати лет.
Центральными героями романа стали – Варвара Доброселова и Макар Девушкин. Герои рассказывают друг другу о своих буднях, делятся переживаниями и горестями, дают советы и просто поддерживают друг друга. Переписка длится годы, и герои внезапно понимают, что испытывают друг к другу совсем не дружеские чувства.
Похожие истории случаются и сегодня в сети интернет. В наше время тоже публикуются романы эпистолярного жанра. Только платформой для переписок становится электронная почта. Примером такого произведения является книга ирландской писательницы Сесилии Ахерн – “Не верю. Не надеюсь. Люблю”. В скором времени по ее мотивам был снять фильм “С любовью, Рози”.
Центральными персонажами книги стали друзья Рози и Алекс. Они дружили с детства и никогда не расставались, но судьба распорядилась так, что между лучшими друзьями возникло более нежное и трепетное чувство. Рози и Алекс не рискнули разрушить дружбу и признаться в любви, им казалось, что любовь не взаимна.
На жизненном пути они столкнулись с трудностями, но только в старости смогли наконец разрушить эту стену молчания и обрести счастье. События в книге происходят динамично и напоминают жизнь в реальном времени.
Эпистолярный жанр кратко
Таким образом, подытоживая сказанное выше, можно сделать следующие выводы: