Эссе по теме история педагогики чему нас учит прошлое

Значение истории педагогики

Автор: kot_semen98 • Ноябрь 25, 2018 • Эссе • 415 Слов (2 Страниц) • 2,030 Просмотры

Значение истории педагогики

Для чего нужен такой предмет как история педагогики? Ведь все те события, о которых она рассказывает, уже давно прошли, и, скорее всего, никогда больше не повторятся. Так почему же нужно читать про то, что нас (казалось бы) не касается?

Это довольно распространённое заблуждение. История педагогики – это очень важная для будущего преподавателя наука. Она содержит в себе ответы на миллионы вопросов.

История педагогики имеет огромное значение как для системы образования в целом, так и для каждого педагога в отдельности. Она дает возможность окунуться в глубь веков, когда педагогика только начинала зарождаться. В этом есть своя необходимость, ведь невозможно понять науку, не зная её истоков. «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»,- писал М. Горький.

История педагогики учит нас быть объективными, правильно оценивать мнения, циркулирующие в литературе. Она помогает осознавать, что многое из того, что принимается тем или иным исследователем за свое новое, оригинальное творение, давно уже существовало раньше и проверялось временем или намечалось еще вернее и лучше, чем сегодня, или, наоборот, признано неправильным, давно осуждено многолетним опытом. Отсутствием твердых знаний по истории педагогики можно объяснить немало ошибок в деятельности педагогов-практиков и ученых-педагогов.

Источник

Эссе по теме история педагогики чему нас учит прошлое

Библиографическая ссылка на статью:
Ротанова В.А., Мочалова А.С., Торопова А.И., Макарова К.С. Значение курса истории педагогики в профессиональной подготовке будущего учителя // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/07/87265 (дата обращения: 16.12.2021).

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»

Проблема образования и воспитания – одна из самых актуальных проблем в настоящее время. Процесс обучения и воспитания – социальный, исторически обусловленный процесс, который отражает цели, задачи, традиции господствующих классов общества [1, с. 56]. Знание истории развития образования, воспитания, школы, педагогический идей и теорий, которое происходит с древности по сей день, позволяет нам правильно понять закономерности этих процессов; вот почему история педагогики имеет столь важное значение в профессиональной подготовке будущего учителя.

Современному человеку может показаться, что образование – самый обыкновенный процесс, который охватывает все общество целиком и является для каждого необходимым. Далеко не каждый задумается о том, что так было не всегда. Цитату Горького хочется дополнить следующим образом: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл достижений настоящего и цели будущего». Слово «достижения» выбрано не просто так. Все что мы имеем сейчас в сфере образования, строилось в течение всей истории человека. Развивающаяся в течение многих веков педагогическая наука прошла действительно сложный и длинный путь. На занятиях историей педагогики студенты наблюдают, как педагогика постепенно оформляется в самостоятельную науку, которая сейчас является основой, фундаментом для будущей профессии такого студента – профессии учителя.

Крайне интересно наблюдать за развитием педагогики с течением времени. Студенту наконец становится понятно, почему в определенную эпоху были те или иные методы, традиции обучения, а также почему в России в наши дни сложилась именно такая система обучения [2].

Несомненно, курс истории педагогики заставляет студента обратить внимание на проблемы, которые существовали раньше и существуют сейчас, а также пробуждает в нас желание к развитию педагогической науки путем создания новых методов обучения, теорий и идей, принципиально новых школ и т.д.

Можно сделать вывод, что история педагогики – одна из важнейших дисциплин, которую обязательно должен изучать будущий учитель. Именно история педагогики позволяет студенту углубить свою педагогическую эрудицию, лучше понять направления развития школы и педагогической мысли, ориентироваться в современных образовательных тенденциях, школьных системах и педагогических теориях. История педагогики помогает осознать, что все сегодняшние достижения нашей педагогики пришли к нам, пройдя очень долгую и длинную дорогу, которая проходит через всю человеческую историю, а также прочувствовать всю значимость образования в развитии человеческой истории и отдельных стран.

Курс истории педагогики вносит неоценимый вклад в профессиональную подготовку будущего учителя. Благодаря данному курсу он узнает, как развивалась педагогическая теория во времени, а значит, теперь сможет рассмотреть особенности педагогики различных эпох, проанализировать достоинства и недостатки каждой педагогической школы, а впоследствии с их учетом определить для себя идеальную тактику преподавания, наиболее эффективную и отвечающую требованиям современного общества.

Источник

Эссе «История возникновения и развития педагогической профессии»

История возникновения и развития педагогической профессии.

«Он с радостью учился и с радостью учил.»

Дж. Чосер «Кентерберийские рассказы».

Заниматься обучением, то есть передачей тех или иных знаний, человек стал задолго до появления письменности. В первобытном обществе старшие представители рода и племени передавали свои знания умения и навыки молодым людям. Но можно ли назвать интуитивную передачу знаний из поколения в поколение педагогической профессией, или процесс воспитания являлся лишь приспособлением детей к существовавшему порядку вещей? Для того, чтобы ответить на данный вопрос нам необходимо понять, что такое профессия педагога. Большой энциклопедический словарь определяет профессию как «род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования»[7].

В традиционном обществе педагогическую функцию выполняли пожилые люди. Они транслировали «житейскую картину мира, народную философию жизни, предрассудки и суеверия, необходимые или представлявшиеся необходимыми для эффективной и безопасной организации повседневности». [4, 13] В этот период хоть и не было сформировано понимание педагогической работы как отдельно существующей трудовой деятельности, но было заложено традиционно уважительное отношение к людям, несущим знания.

Первый этап становления непосредственно педагогической работы принято связывать с возникновением письменности. Письмо возникло в Египте и Месопотамии, а центрами обучения письму стали храмы.

Тезис о том, что педагогика возникла в Древней Греции встречается практически в каждом учебнике. Для того, чтобы разобраться откуда пришла эта мысль обратимся к «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона», который дает историографическое определение слову педагог. Согласно этому определению, педагогами (от гр. «ведущий ребенка») являлись рабы, сопровождавшие детей в школу (в которой обучением занимались другие рабы). То есть само слово «педагог» действительно пришло к нам из древнегреческого периода.

В дальнейшем под влиянием философии роль педагога переосмыслялась: первостепенной задачей стало «ведение ребенка по жизни», то есть обучение, воспитание, духовное и физическое развитие. Появилась первая дифференциация педагогических специальностей: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.

Учителя элементарной школы в Древнем Риме приравнивался к ремесленникам и не пользовались особым уважением. Открывая школы, они сами искали учеников и получали плату с родителей. По сути дела, любой римлянин, научившийся читать и писать, мог держать свою школу. Учителя грамматических школ были более привилегированны: они даже могли состоять на государственной службе и оплачиваться государством. Особое положение было лишь у учителей риторики, которые, как правило, были людьми состоятельными, участвовали в политической жизни, а порой даже занимали государственные посты. [2, стр. 41]

Высокий социальный статус образования и образованности — одна из примечательных особенностей Византии. Учителя начальных школ — дидаскалы — использовали мнемонические приемы и соблюдали последовательность в обучении — от простого к сложному, от известного к новому. Создавались и высшие учебные заведения, которые были похожи на высшие школы греко-римского мира. Преподавателей в них называли «консулами философии» и «главами риторов», они являлись государственными служащими высокого ранга, носили особую одежду и составляли особое замкнутое объединение.[2, стр. 51]

В древнерусском языке не было слова эквивалентного «педагогике». Долгое время господствовало представление о том, что мир «представляет собой школу, где человеку предстоит учиться всю жизнь».[8, 74]. Мастера передавали своим ученикам знания и практический опыт, т.е. мастерство. С распространением христианства, а следовательно грамотности на Руси появились первые учителя. Дальнейшее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не удовлетворял потребностям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школьного дела по западноевропейским образцам. [2, 95]

В Средние века Русь и Европа шли параллельным путем: там тоже роль педагога выполнялась в первую очередь церковными служителями. В такой монополизации педагогической профессии были свои плюсы и минусы, но главной характеристикой данного периода было то, что педагог был в первую очередь религиозно вовлеченным человеком. Во времена правления Карла Великого (нач. IX в.) сеть монастырских школ активно расширялась, возникла мысль о необходимости специальной подготовки учителей для работы в них (Каролингский Ренессанс).[2, 61]

Развитие науки в Эпоху Возрождения заложило скачек в развитии педагогической профессии. Появились новые педагогические специальности, например, под влиянием идей Дж. Кардано были заложены основы сурдопедагогики, появились школы вне церкви, университеты. Педагог этого времени в первую очередь гуманист, высоко эрудированный человек, ценящий личность ученика. Именно в этот период теория педагогики начинает формулировать требования к профессионализму педагогов: мудрость, умеренность, справедливость, звучит призыв к отказу от телесных наказаний.[1, 140]. В это время распространяются идеи Т. Мора, М. Монтеня, Э. Ротердамского и др. Помимо богословских предметов и грамоты перед педагогами ставится задача естественнонаучного образования.

Главным идеологом педагогической мысли этого времени по праву считается Я. А. Коменский. Он утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.[9, 84] Его принципы и дидактические рекомендации и сейчас звучат актуально.

Специфической особенностью Нового времени стало появление учителей языков. Теперь преподавание в школах велось на родном языке, а латынь и иностранные языки стали изучаться отдельно, учебный процесс стал более упорядоченным, создавались дидактические пособия для учителей и учебники для учеников. [2, 97] Происходит разделение школ на классические гимназии и реальные училища. Система образования постепенно переходит под государственный контроль, а значит и профессия учителя становится официально признанной, требующей особой подготовки, в том числе в системе высшего образования.

В России подготовкой своих преподавателей активно стали заниматься лишь в XVIII в. Виднейшие ученые-просветители — М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин выдвигали идею подготовки русских педагогов, они выступали против засилья иностранных невежд и авантюристов, под видом учителей приезжавших в Россию. Огромная заслуга в деле подготовки преподавателей принадлежит Московскому университету, особенно в тот период, когда им руководил М.В. Ломоносов.

Впервые государственные требования к учителю были сформулированы в «Уставе народных училищ» (1786). В Уставе прописывлось, что учитель – это не только преподаватель, но главным образом воспитатель, а поэтому он должен обладать «христианским благочестием, добронравием, учтивостью, прилежанием… и снисходительностью к детям. Должность учительская обязывает наипаче стараться быть искусным в том, чему детей обучать…». [10]

Однако в дореволюционной России не было специального педагогического образования вплоть до 1804 г., когда были открыты педагогические институты при университетах. До этого педагог работал лишь в соответствии со своим опытом и знаниями.

В современном мире педагогическая профессия в основном воспринимается как традиционно женская. Но и это было не так вплоть до 60-х гг. XIX в., именно тогда были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие преподавателей в основном для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. Наибольшую известность получили Высшие женские курсы воспитательниц и учительниц Д.И. Тихомирова в Москве, Женский педагогический институт и Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский институт в Киеве. До этого женщины-педагоги были, но только в начальном и среднем образовании.

В советскую эпоху образ педагога кардинально изменился. Теперь на официальном уровне за профессиональными деятелями образования закреплялась пропагандистская задача. Как в средние века образование основывалось на вере, так в советское время оно стало основываться на коммунистических идеалах. Но, не смотря на это, XX в. запомнился нам именами выдающихся педагогов: Макаренко К.С., Блонский П.П., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д и др.

Сейчас в XXI в. в системе педагогического образования стали образовываться новые педагогические специальности (учитель информатики, тьютор и др.), произошло углубление и усложнение функций профессиональных педагогов, сферы профессиональной компетенции не только увеличились в количестве, но и углубились. Таким образом на сегодняшний день педагог — это человек, который не только способен учить других, но, в первую очередь, способный учиться сам.

Андрюнина А. С. Аксиологическая составляющая образования: история педагогики // Педагогическое образование в России. 2014. №3 С.139-143.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

Истрия образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений./ И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.

Кислов Александр Геннадьевич, Плотникова Елена Владимировна Изоляционизм в профессии педагога // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. №2 С.12-16.

Локк, Джон // Википедия. [2016—2016]. Дата обновления: 11.09.2016. URL: http://ru.wikipedia.org /?oldid=80745151 (дата обращения: 16.10.2016).

Педагог (Древняя Греция) // Википедия. [2016—2016]. Дата обновления: 17.05.2016. URL: http://ru.wikipedia.org /?oldid=78411823 (дата обращения: 15.10.2016).

Сергушкин Е. Г. Возникновение и становление педагогической профессии в Древней Руси // Интеграция образования. 2000. №3 С.74-76.

Источник

Муниципальное образовательное учреждение

«Чернослободская основная общеобразовательная школа»

Современное образование:

надо ли оглядываться

на прошлое?

Учитель начальных классов

Стародымова Валентина Викторовна

село Черная Слобода

Настоящая педагогика – это та, которая всегда

повторяет педагогику всего нашего общества.

Ключевое слово эпиграфа – «повторяет». Повторять – это не значит копировать, не задумываясь о значимости и не ориентируясь на современные условия. Повторять – это вести диалог с предшественниками, заимствовать все лучшее, учиться и использовать их идеи в современной школе.

Ушедший век явил всему миру мыслителей и педагогов, преподававших нам такие профессиональные уроки, которые непременно стоит повторять и повторять. Разговаривать с ними, советоваться по самым жгучим вопросам современной педагогики с некоторых пор стало настоятельной потребностью. От этих бесед современный педагог получает больше, нежели от общения с некоторыми современниками, захваченными злобой дня, скованными клише и штампами.

Итак, надо ли оглядываться назад современному образованию? Есть ли сегодня связь между положениями Основного образовательного стандарта и идеями великих русских педагогов прошлого? Не прервался ли диалог с предшественниками? Словом, проблема преемственности в педагогической науке, на мой взгляд, остается наиважнейшей.

Попытаюсь проследить решение данной проблемы на примерах педагогических идей ведущих педагогов 19 и 20 веков Константина Дмитриевича Ушинского и Антона Семеновича Макаренко, опираясь на некоторые положения Федерального государственного образовательного стандарта.

Если внимательно перечитать педагогические идеи К.Д.Ушинского, то прослеживается самая наитеснейшая связь их с основными выводами и требованиями современной школы. В учебных книгах К.Д.Ушинского реализуется целостная система развивающего обучения. Педагог убежден в таком подходе к личности ребенка, в единстве обучения и воспитания, в психологическом обосновании обучения и воспитания. Он уверенно отстаивал идею создания русской школы. Изучать иностранный опыт, по мнению Константина Дмитриевича, нужно, но не копировать его в угоду ценностям Запада: «…чтобы провести народное образование прямым и верным путем, надо смотреть не на то, что нужно для Германии, Франции, Англии, а на то, что нужно России».

Изучение родного языка Ушинский считал первостепенной задачей: «… дитя, выучившись родному языку, вступает уже в жизнь с необъятными силами». Следуя этой идее, современная школа именно родной (русский) язык оставляет основным и ведущим в изучении школьных предметов и обязательным в Государственной итоговой аттестации.

Знание иностранных языков, отмечал педагог, дает человеку возможность «полного, самостоятельного развития». И современная школа сегодня уверенно включает в программы обучения изучение иностранных языков уже с начальной ступени, отвечая тем самым требованиям времени.

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих граждан с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ. Всякое обучение – это создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова: знания имеют личностный смысл, но при этом учитываются индивидуальные особенности учеников. Именно Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на текущем этапе реализует компетентностный подход к образованию. Ученик должен постоянно испытывать внутреннюю мотивацию к учению. Как этого достичь? Как выстроить урок, чтобы разбудить эту потребность?

Дидактические идеи педагога К.Д.Ушинского стали фундаментом «Системно-деятельностной педагогики. Школа 2000». Формирование универсальных учебных действий (УУД) предусматривает определенную этапность урока. Самый первый этап – мотивация к учебной деятельности. Этот этап требует создать такие условия в начале урока, чтобы ребенок захотел получать знания, т.е. вызвать мотивацию к восприятию учебного материала. Константин Дмитриевич писал в свое время, что « …приохотить ребенка к учению- достойная задача».

Так продолжают жить традиции русской школы. Бесспорно, методика современного урока совершенствуется в условиях сегодняшнего социума, но основы ее были заложены педагогами-предшественниками, и диалог с ними просто необходим.

К сожалению, на мой взгляд, многое из идей Ушинского не учтено, не использовано в создании новых образовательных программ, а особенно – новых учебников. В книге К.Д.Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении» автором предложены простые, но важнейшие средства, способные развить у ребенка привычку к умственному труду. Эти выводы мне близки и понятны. Я стараюсь пользоваться ими, даже иногда нарушая требования к заданиям. Вот некоторые из них:

— «Не учить ученика, а только помогать ему учитьСЯ. На долю ученика необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть».

— «Не надрывать силы ребенка в умственном труде. Но и не давать им засыпать. Умственный труд тяжел, мечтать – легко и приятно, думать же трудно. Надо приучать к труду».

Мне, как учителю, настолько близки идеи К.Д.Ушинского, что любой вывод я готова использовать в своей работе, и выводы эти не просто современны, но и актуальны.

В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще…

В нашем обществе точное выполнение обязанностей –

В коллективе – через коллектив – для коллектива.

Если не прочитывать строчку ниже цитаты, трудно поверить, что эти слова написаны в начале 20-го века. Творческое наследие Антона Семеновича Макаренко настолько многоаспектно и национально ориентировано, что, обращаясь к нему в решении современных проблем российской науки и практики, можно найти базисные основы для системного подхода в образовательном процессе. Теория воспитания А.С. Макаренко основывается на принципе целостности воспитания детей. Он утверждал, что ребенок – существо целостное, и необходимо воздействовать на него целостно, творчески учитывая все самые лучшие задатки в каждом ребенке.

С точки зрения Макаренко, целями общечеловеческого значения являются воспитание патриотизма, честности, заботливости, бережливости, работоспособности, ответственности, прямоты, уважения к другому человеку. Безусловно, в современных условиях эти качества также имеют общечеловеческую ценность.

В разделе «С верой в человека» в книге «О воспитании» педагог подчеркивал, что личность воспитывается в коллективе и через коллектив. Он выделил основные характеристики детского коллектива: самоуправление, нормы и правила поведения, система требований к личности. В коллективе должны быть режим, дисциплина, ответственность, важны традиции, взаимовыручка, эмоциональный настрой. Именно Макаренко использовал разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание, самоуправление.

Педагог внес неоценимый вклад в становление и развитие теории самоуправления, выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. Вершиной школьного самоуправления в 20—30-е годы XX в. можно считать созданную Александром Семеновичем Коммуну им. Ф.Э.Дзержинского (книга «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко – художественное воспроизведение воспитательной теории, осуществленной на практике в детском коллективе).

Можно ли хотя бы одно слово выбросить из макаринковских выводов о воспитании? Ни одного! Каждый вывод, каждая мысль не только современна, не только актуальна, но она прописана на много лет вперед.

Известно, что восприятие педагогических идей А.С.Макаренко общественной мыслью как в нашей стране, так и за рубежом переживало свои взлеты и падения. Однако в настоящее время учение великого педагога-реформатора выстояло и доказало, что настоящее педагогическое наследие уничтожить нельзя и что оно законно занимает заслуженное место в классической отечественной и мировой педагогике.

Таким образом, ответом на поставленный вопрос в самой теме может быть следующее: нужно не просто оглядываться, а поворачиваться лицом к прошлому. Без прошлого нет настоящего, нет и не может быть будущего. Хорошо понять положение нового человека в новом обществе – вот что, прежде всего, необходимо педагогике, считал А.С.Макаренко. Он рассматривал личность как частицу общества, коллектива, причем, коллектива, который не может оставаться неподвижным. Все педагогические проблемы он рассматривал в связи с проблемами социального общества, поэтому «настоящая педагогика» повторяет педагогику всего нашего общества, обращаясь лицом к прошлому, к прошлому истории нашей страны, к прошлому педагогической науки.

Так, некоторые школы, детские сады, общественные детские организации, творческие коллективы работают по системе А.С.Макаренко (Опыт описан в ст. Л.К.Гребенкиной, Н.А.Копыловой, соответственно доктора педагогических наук, профессора; кандидата педагогических наук Рязанского государственного университета им. С.А.Есенина)

В истории педагогики мира не было никогда педагогического опыта такого значения и размера, такой продолжительности и такого творческого размаха. Книги великих русских педагогов: «Человек, как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» К.Д.Ушинского, «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» А.С.Макаренко; «Сердце отдаю детям» В.А.Сухомлинского – навсегда останутся настольными книгами всех, кто связал свою жизнь с обучением и воспитанием детей.

Педагогические идеи Макаренко оказали большое влияние на теорию и практику воспитания многих стран (Германия, Венгрия, Япония, Финляндия и др.). Объединяющим центром макаренковедческих исследований является лаборатория «Макаренко-реферат» (Л.Фрёзе, Г.Хиллиг, З.Вайтц) в Марбургском университете, открытая ещё в 1968 году.

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века – это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.

«Педагогическая поэма» переведена на 30 языков (28 стран), ее сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. В 2000 году немецкое общество научной педагогики внесло «Педагогическую поэму» в список десяти наиболее значительных книг по педагогике ХХ века.

«Флаги на башнях» переведены — на 15 языков (16 стран), «Книга для родителей» — на 23 (21 страна), «Лекции о воспитании детей» — на 18 языков (19 стран).

А.С.Макаренко внесён в энциклопедию «Британика» в 11 разных номинациях.

Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 6. — 1949г.

Макаренко А.С. «Книга для родителей» (интернет ресурс)

Дидактические идеи К.Д.Ушинского. ж. «Начальная школа». № 8.2008.

Монографии о жизни и педагогической деятельности Макаренко (интернет ресурс)

К.Д.Ушинский. Биографический фильм (интернет ресурс)

Шабаев И.Г. Лекция «Педагогическая система К.Д. Ушинского».

«К.Д. Ушинский: личность и творчество», Колесова А.К.

Г.Хиллиг. Постметодика. Полтава, 2003.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *