Фанатизма что это такое
Значение слова «фанатизм»
1. Образ мыслей и действий фанатика, исступленная преданность своей религии, соединенная с крайней нетерпимостью к иным верованиям. Черкесы очень недавно приняли магометанскую веру. Они были увлечены деятельным фанатизмом апостолов корана. Пушкин, Путешествие в Арзрум. В первую пору всякого религиозного разномыслия фанатизм неизбежно проявляется во всей своей силе, со всеми своими темными сторонами. Мельников-Печерский, Письма о расколе.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Фанатизм в области настроений — то же самое, что догматизм в сфере мысли и деспотизм в сфере действий, навязывающий другим подчинение чужой воле. Противоположность фанатизма — индифферентизм, а среднее положение между ними занимает терпимость. Лучшее средство против фанатизма — культура ума и воспитание в людях уважения к человеческой личности.
ФАНАТИ’ЗМ, а, мн. нет, м. Образ мыслей и действий фанатика, крайняя нетерпимость. Религиозный ф. Он ослеплен фанатизмом.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
фанати́зм
1. доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым др. взглядам ◆ Религиозный фанатизм.
2. перен. страстная преданность чему-либо
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова комес (существительное):
Что такое фанатизм: суть, формы, как избавиться
«Давай только без фанатизма», – говорит жена супругу, решившему допоздна поработать за компьютером. Под этим она подразумевает заботу о его здоровье и выражает надежду на благоразумие мужа. Или то же говорит руководитель подчиненному, когда переживает, что из лучших побуждений последний перестарается, и результат дела будет плачевным. Что же такое фанатизм и чем он опасен? Давайте разберемся.
Что такое фанатизм
Фанатизм – слепая и ярая приверженность религии, идеи, человеку, делу и т. д. Это неадекватная, некритичная вера чему-то или кому-то, во что-то или в кого-то.
Фанатизм – вариант неадекватной самореализации и уход от самого себя, мира. Вся жизнь фанатика вертится вокруг одного объекта. Примеры фанатизма:
Есть фанаты – люди, поддерживающие исполнителя, веру или идею. Они критикуют, порицают и хвалят, уважают мнение других людей. А есть фанатики – люди, слепо культивирующие что-либо или кого-либо, они не приемлют мнение других людей, способны на войны и убийства, в том числе уничтожение своих же идеалов.
В древности фанатиками называли приверженцев культа, устраивающих ритуалы и бесчинства. Только представьте: пляски в трансовом состоянии, жертвоприношения, завывающие песнопения и подобное. Пугающе, но что еще страшнее: это происходит в нашем, XXI веке.
Формы фанатизма
В фанатизм могут перейти идеи сексизма или феминизма, политических партий. В целом фанатизм может возникнуть в любой сфере, где есть право личного выбора и веры: вкусы, принадлежность к группе, теоретические концепции, музыка и другое. Но свобода в условиях фанатизма выглядит условно. Фанатик не свободен, он зависим и болен.
По степени опасности выделим две формы фанатизма:
Кроме названных форм отметим:
Причины фанатизма
Фанатизм возникает там, где есть место диктаторству, авторитаризму и тотальному контролю. Не обязательно речь идет об устройстве общества. Это могут быть внутренние следы семейного воспитания. Кроме того, фанатизму подвержены люди:
Фанатизм личности – результат чьих-то манипуляций. Жертвами манипуляторов становятся неопределенные в жизни, необразованные, доверчивые люди. Фанатики выходят из толпы, которой управляет лидер. Массовый фанатизм в разы разрушительнее и опаснее, чем индивидуальный. Толпами люди громят клубы, церкви, дома, магазины, сжигают города.
Признаки фанатизма
Характерная черта фанатизма – человек не делит содержание своей веры на хорошие и плохие элементы, допустимые и недопустимые. Он считает правильным все, что относится к его идее, и неправильными все сторонние мнения.
К другим признакам фанатизма относится:
Фанатики не стабильны в психологическом плане, асоциальны и агрессивны. Они опасны для себя и окружающих, так как не поддаются никаким нормам и правилам. У окружающих фанатик вызывает страх одним своим видом и поведением. Их часто описывают фразой «он словно не в себе, сумасшедший». Вид, как правило, соответствующий: громкая речь, резкие и экспрессивные выражения, крики и угрозы, ненормальный блеск в глазах, активная жестикуляция. Фанатик не видит и не слышит реального мира, он живет в своей реальности.
Чем опасен фанатизм
Агрессия фанатика – ответная реакция защиты. Дело в том, что любое альтернативное мнение он воспринимает как угрозу и нападки со стороны окружающих.
Поводом для конфликта фанатика и другого человека становится что угодно: юбка вместо брюк, длинные волосы, украшение, поход в клубы. За любую мелочь, кажущуюся оппозиционной, фанат готов растерзать. Однако столь же ярко выражены положительные эмоции. Так, толпа фанатиков способна в прямом смысле разорвать своего лидера (кумира) на части.
Как избавиться от фанатизма
Самостоятельно донести до фанатика опасность и ненормальность его состояния невозможно. Нужно обращаться к психотерапевту, однако и они не дают 100% благоприятного прогноза. Для избавления от фанатизма необходимо полноценное лечение и реабилитация, иногда с социальной изоляцией.
Но самое важное для лечения – желание личности избавиться от фанатизма, признание проблемы. Тогда есть хоть какие-то шансы.
До посещения психотерапевта близкие люди могут попробовать:
На момент терапии важно отлучить фанатика от источника возбуждения (культа). Его состояние в этот период будет напоминать ломку. Потому кто-то близкий и понимающий обязательно должен быть рядом.
Избавиться от фанатизма непросто, нужна длительная психотерапия и полноценная реабилитация. Необходимо помочь человеку повторно социализироваться в обществе, избавиться от второстепенного инфантилизма, устроиться на работу, принять мир и себя, проработать детские травмы и перестать убегать от них.
Фанатизм
Фанати́зм (лат. fanatismus — от fanaticus «фанатик» — от fanum «храм» [1] ) — слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно-философской, национальной или политической сферах; доведённая до крайности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям. Отсутствие критического восприятия своих убеждений. Фанатик — фанатичный человек (в прямом и фигуральном смыслах).
Содержание
Понятие фанатизма
Фанатизм как эмоциональное проявление характеризуется чрезмерным рвением, энтузиазмом, одержимостью, слепой верой в правоту своих (чаще всего, экстремальных религиозных или политических) убеждений, в превосходство и исключительность предмета своего обожания и его последователей в «собственном лице».
Согласно определению американского философа Джорджа Сантаяны, «Фанатизм состоит в удвоении усилий, когда забыта цель» [2] ; согласно Уинстону Черчиллю, «фанатик — тот, кто не способен изменить своё решение и никогда не сменит тему». Оба эти определения предполагают предъявление крайне строгих требований и нетерпимость к каким-либо отклонениям.
Так называемые чудаки отличаются от фанатиков тем, что идеи, которые они исповедуют, и занятия, которыми они занимаются, обычно безобидны, но очень сильно отличаются от общепринятых представлений или привычного поведения, образа жизни окружающих людей. Что же касается фанатиков, то объект их поклонения или увлечения сам по себе может считаться «нормальным», и лишь степень одержимости кажется окружающим чрезмерной или «ненормальной».
Факторы, способствующие формированию фанатизма
Классификация фанатизма
Единая классификация фанатизма отсутствует. В существующих классификациях же используется различный принцип систематизации и каждая из них применяется в зависимости от цели исследования. Фанатизм классифицируется по следующим признакам:
Критика религиозного фанатизма
Религиозный фанатизм подвергался критике, в том числе и со стороны православных философов и публицистов. Так Н. А. Бердяев в своей статье «О фанатизме, ортодоксии и истине» высказывает мнение, что хотя фанатики и ортодоксы, обличающие инакомыслие, и думают, что защищают истину, но на самом деле, они «истину ставят выше свободы». Философ называет такое состояние сознания «заблуждением» и «самообольщением». Н. А. Бердяев считает, что
Человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек, давно обличённый и осуждённый Христом, хотя он этого не замечает. [4] |
Основной причиной религиозного фанатизма и нетерпимости Бердяев называет страх.
Фанатики, совершающие величайшие злодеяния, насилия и жестокости, всегда чувствуют себя окружёнными опасностями, всегда испытывают страх. Человек всегда совершает насилия из страха. Аффект страха глубоко связан с фанатизмом и нетерпимостью… [4] |
Анализируя причины религиозной нетерпимости, священник Георгий Чистяков [5] считает, что издавна на Руси религиозность выражалась, прежде всего, в «диком страхе перед нечистой силой и в стремлении как-то защитить себя от неё», что приводило к поиску и созданию образа врага.
Ссылаясь на мнение о. А. Шмемана, Георгий Чистяков полагает, что в подобных религиозных представлениях центральное место занимает не Бог, а сатана. Такой тип религиозного сознания о. Г. Чистяков называет инимикоцентрическим (производное от латинского слова inimicus — враг).
Фанатику диавол всегда кажется страшным и сильным, он верит в него более, чем в Бога [6] |
Источником религиозной нетерпимости О. Г. Чистяков считает в частности «оторванность от Евангелия и Иисуса».
Н. А. Бердяев считает явление нетерпимости и фанатизма крайне отрицательным и совершенно одинаково присущим, как религиозным конфессиям, так и марксизму.
Схожие мысли высказывает и отец Г. Чистяков:
Фанатизм: что это такое, признаки, примеры, причины, минусы
Термин «фанатизм» известен уже очень давно, история его появления тесно связана с религией. В общественных отношениях он укрепился до XVII века. Через несколько веков значение термина значительно изменилось, стало шире. Сегодня категория «фанатизм» уже связана не только с религией, но и с прочими сферами, в которых люди демонстрируют черты характера, присущие для фанатика.
Что такое фанатизм?
Фанатизм – бессознательное следование определенным убеждениям, радикальное выполнение конкретных идей, которое подразумевает отсутствие терпения в отношении остальных идей, их носителей.
В настоящее время понятия «фанатизм» несет ярко выраженный отрицательный смысл. Однако в некоторых случаях фанатическое поведение может иметь положительный контекст. Например, учитель фанатично предан своей работе, готов ради нее пожертвовать собственными интересами, личной жизнью. Но всё же под фанатизмом в подавляющем большинстве случаев понимают негативное явление. В качестве примеров можно привести асоциальное поведение футбольных фанатов, их вандализм в общественных местах, причиной которого становится именно фанатизм.
Термин «фанатизм» возник от латинского слова «фанум». Оно переводится, как «храм», «священное место». В прошлом религия пользовалась большим авторитетом, а религиозный страх был опорой каждой сильной власти.
В медицинской классификации фанатизм не считается психическим заболеванием. Однако у фанатика могут быть патологии. Фанатизм может стать признаком определенной психической болезни. Например, шизофрении.
Признаки фанатизма
У категории «фанатизм» нет общего типового определения. Но существуют некоторые черты характера, которые соответствуют фанатику:
Примеры фанатизма
Сегодня можно назвать множество примеров фанатизма. Рассмотрим самые распространенных из них:
1. Спортивный фанатизм. Спортивный фанатик – человек, к которому общественность относится нормально. Армия больших любителей футбола посещает различные города и даже другие государства для поддержки своей команды. Однако, после завершения матча может возникнуть драка, инициаторами которой становятся фанаты. Сегодня в обществе подобное поведение получило название фан-движение. Можно назвать несколько основных признаков, отличающих фаната от простого болельщика:
2. Религиозный фанатизм. Для таких фанатиков религия представляет собой культ. Они полностью отрицают прочие вероисповедания. Желание религиозных фанатиков и их единомышленников – власть над людьми другой веры. Групповые ценности фанатиков превращаются в культ поклонения.
Религиозный фанатизм (в отличие от простого приверженца религии) характеризуется следующими негативными явлениями:
Причины зарождения фанатизма
Существует достаточно большое количество причин, порождающих фанатизм личности. Например, он может стать как последствием семейного воспитания, так и складываться постепенно, например, при получении одной личностью безграничной власти. Существуют психологические причины зарождения фанатизма. Как правило, фанатиками обычно становятся люди:
— испытывающие сложности в идентификации собственной личности, самореализации в жизни;
— не доверяющие окружающему миру, самому себе;
— без образования, которые верят в предрассудки, испытывают страх;
— легко внушаемые, без собственного мировоззрения, жизненных ценностей, принципов;
— шизоидного, истерического типа личности.
— не испытывающие уверенности;
— нуждающиеся в управлении, привыкшие к подчинению;
Склонность к фанатизму появляется еще в детстве. На нее оказывает воздействие разрушающий стиль воспитания в семье. Подобный эффект оказывают авторитаризм, требовательность, манипулирование ребенком, изоляция, лишения, насильственные действия, отсутствие любви и заботы. Обязательным условием для формирования фанатизма становится чувство бесполезности, несостоятельности, бессилия.
Чаще всего фанатизм человека – итог определенных манипуляций. Их жертвами обычно выступают люди, которые не могут определиться с целями в своей жизни, слишком доверчивые, наивные. Фанатики зарождаются в толпе, у которой есть лидер. Массовый фанатизм считается очень разрушительным, несет большую опасность. Он гораздо хуже индивидуального. Люди толпой могут крушить магазины, различные здания, поджигать города.
Уровни фанатизма
Выделяют 2 уровня фанатизма:
Минусы фанатизма и его негативное влияние
Фанатизм – деструктивная склонность к чему-то. Он мешает личности ощутить свободу, развиваться, самореализовываться в жизни. И это еще не вся проблема. Еще одна опасность фанатизма – отсутствие у фанатичного человека способности согласиться с другой точкой зрения. В итоге неприятие противоположных идей может стать причиной для начала войны, насилия, ущемления прав.
У фанатиков нет стабильного психологического состояния. Это асоциальные и агрессивные люди, которые несут опасность себе, обществу, не принимают во внимание существующие нормы, правила. Внешний вид фанатиков, их поведение только пугает окружающих людей. Для описания фанатика достаточно следующей фразы: «он сумасшедший». Для фанатичных людей характерны громкая речь, резкие выражения, крики, неестественный блеск в глазах, активные жесты. Фанатик не хочет увидеть и услышать настоящий мир. У него есть собственная реальность.
Конфликт между простым и фанатичным человеком может вспыхнуть по любой причине. Например, посещение клуба. Фанат готов растерзать другого человека за любую оппозиционную для него мелочь. Сильно выражены у него и положительные эмоции. Толпа фанатиков может практически порвать своего кумира на части.
Как избавиться от фанатизма?
Как узнать, является человек фанатиком или нет? Если он действительно способен нанести вред человеку за свою веру, он однозначно фанатик.
Для профилактики фанатизма, избавления от этой черты характера потребуется развивать толерантность, культуру ума и интеллект, уважать другого человека.
Но чаще всего просто невозможно самостоятельно убедить фанатика в его опасности для общества, ненормальности. Здесь необходима помощь квалифицированного психотерапевта. Но даже он не может гарантировать 100% успеха. Для избавления от фанатизма нужно полноценное лечение и реабилитация. В некоторых случаях потребуется изоляция от общества.
При лечении самый главный момент – наличие желание у самого человека перестать быть фанатиком, осознать свою проблему. Только в этом случае есть шансы на успех.
До визита к психотерапевту близкие люди фанатика могут попробовать:
Поклонение культу похоже сопоставимо с психологической зависимостью. У них почти идентичный механизм развития и устранения, одинаковые рекомендации. Перед началом проведения терапии необходимо обязательно изолировать фанатика от культа, сторонников. В этот момент у него начнется своеобразная ломка. С ним постоянно должен быть близкий человек.
Заключение
Избавиться от фанатизма довольно тяжело. Для этого потребуется долгая по времени психотерапия и полноценная реабилитация. Фанатичному человеку нужно помочь заново пройти адаптацию в обществе, забыть про второстепенный инфантилизм, найти работу, принять мир и себя, проанализировать детские травмы, перестать их бояться.
Фанатизм (религиозный)
Фанати́зм — ревность не по разуму ( Рим. 10:2 ), в основе которой — вера без любви и рассуждения. В патристике в этом смысле обычно употребляется выражение ревность не по разуму, основанное на словах Апостола Павла ( Рим.10:2 ).
архимандрит Рафаил (Карелин):
Слово «фанатик» теперь стало употребляться где и как попало. На самом деле, фанатик – медиум ложной идеи, которую он принимает без рассуждения и оценки через разгоряченное воображение и веру в самого себя. Фанатизм – это притязание на особую нравственную элитарность и нежелание понять другого.
Термин религиозный фанатизм, наряду с прямым смыслом, часто используется:
Что такое фанатизм? Кого можно назвать фанатиком?
иеромонах Иов (Гумеров)
Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства. В 3‑й книге Царств содержится рассказ, как жрецы Ваала отправляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним ( 3Цар. 18:26,28 ).
Святые отцы не применяли к христианам этот термин, как генетически чуждый началам христианской веры и имеющий определенную семантическую обусловленность. Различным уклонениям от здоровой христианской веры они всегда давали точные названия. Часто в патристике употребляется выражение ревность не по разуму, неразумная ревность. «О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному» (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 89. О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств).
Причины ревности не по разуму бывают разные: гордость, тщеславие, самомнение. Особо опасно такое неразумное рвение, когда ее питает демонская лесть: «Так, иного научает он жестоко изнурять тело свое постом, бичеванием, спанием на голой земле и другими подобными озлоблениями плоти для того, чтобы он или впал в гордыню, возмечтав, что великие совершает дела» (Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Гл. 44).
Святые отцы пишут также о разрушительных последствиях подобных уклонений от здоровой христианской веры: «Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и распалил его так неестественно…» (Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам о предметах веры).
Слово фанатизм стало активно применяться с XIX века людьми неверующими и либерально настроенными христианами, отпавшими от многовековой традиции, против тех, чья религиозность не ограничивается холодным исполнением обрядов. В 20 веке в атеистическом лексиконе оно стало одно из самых употребительных понятий. Неопределенное и расплывчатое по смыслу, оно оказалось очень удобным в эпоху массового неверия для осуждения всякой религиозной активности, не укладывающейся в рамки привычного сознания. Стоит человеку, который три-четыре раза в год заходит в храм (получить крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда на работе неприятность), начать посещать церковь каждый месяц, знакомые начинают говорить, что он стал фанатиком…
Священное Писание научает нас с великой ответственностью относится к слову. «Не одинаковое слово скажешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближнего твоего. Потому и сказано: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено ( Кол. 4:6 ) (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе).
Религиозный фанатизм
игумен Игнатий (Душеин)
Религиозный фанатизм. Еще недавно это понятие ассоциировалось лишь со школьным курсом истории времен СССР. Но что-то изменилось. И не только у нас, но и во всем мире. Теперь словами “экстремизм”, “фанатизм”, “фундаментализм” пестрят все газеты, а каждый второй политик говорит о “терпимости” и “толерантности”.
Однако очень часто одни и те же понятия для разных людей могут означать совсем разные вещи. Что же такое религиозный фанатизм?
Для нерелигиозного человека проявлением религиозного фанатизма может казаться любое проявление религиозности вообще. Пошел в Церковь и стал соблюдать посты – фанатик; говорит о том, что аборты – грех – экстремист; ну а если помянул добрым словом Царскую Россию – то просто великодержавный шовинист.
Таким образом, для людей нецерковных понятия “верующий” и “фанатик” практически тождественны. Напротив, для православного человека обвинение в фанатизме звучит по меньшей мере оскорбительно.
Что означает само слово “фанатизм”? “Фанатикос” – с латинского переводится как “исступленный”. Воспитанные на западных фильмах современные россияне именно такими и представляют верующих – нетерпимыми, исступленными, запостившимися, с горящими от нездорового экстаза глазами.
Однако подобное состояние с точки зрения православной аскетики может оцениваться только отрицательно. Православие – вообще религия трезвости. Трезвости духовной. Оно не зовет человека к возвышенным духовным состояниям, не приглашает взлетать с помощью воображения или эмоций в заоблачные дали для общения с ангельскими чинами и ликами святых угодников. Напротив, от таких “полетов” оно категорически предостерегает.
Православие всего лишь предлагает человеку трезво, без розовых очков взглянуть на себя. Присмотреться внимательно к тому, что внутри, в сердце. Увидеть то, что там реально происходит.
Фанатизм совершенно чужд, противоестественен нормальной православной духовности. В Православии есть понятие о “ревности по Боге”. Пример людей, проливших свою кровь за веру – мучеников – всегда был и остается славой и похвалой Церкви. Не есть ли это проявления фанатизма?
Ведь во всех народах и во все времена прославлялись те, кто отдал жизнь за свой народ, страну, просто за ближнего. Да и вообще, если у человека в жизни нет чего-то, что сам он ценит выше своей жизни, то это означает лишь то, что он еще не возвысился над уровнем только животного состояния.
Для христианина неприемлема сама мысль о насилии над чужой свободой. Это органически вытекает из христианского учения о Боге: Бог Сам по отношению к людям не допускает со Своей стороны никакого насилия. Христианин будет защищать свою свободу, в том числе и с оружием, но он никогда не будет посягать на свободу другого. Фанатизм же как раз и стремится путем насилия утвердить во всем мире свои “истины” 1.
Фанатизм равнодушен к духовному совершенствованию человека, его цели находятся в этом, “земном” измерении. Совсем не то в Православии. Духовная жизнь православного человека вся направлена внутрь себя. Христианин все свои проблемы видит в себе, именно там – центр его борьбы, там, в его сердце “диавол с Богом борется” 2, и там, в глубине сердечной, под завалами грехов и страстей скрыто то сокровище – Царство Божие – ценнее которого нет ничего в мире. В этом главное отличие “религиозного рвения”, “духовной ревности” от фанатизма.
Это не означает, что все происходящее вокруг абсолютно не беспокоит православных. Просто главный фронт борьбы за спасение души именно в душе, а не в Думе и не в окопах. Апостол Павел писал: “… наша брань (борьба – и.И.) не против крови и плоти (то есть людей – и.И.), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” 3. А духи злобы не угрожают нам автоматами или “поясами шахидов”, они врываются в наши сердца вместе с гневом, ненавистью, гордостью, похотью, алчностью, другими страстями.
Там, где теряется правильный вектор духовной брани, и начинается борьба не с духами злобы, не с собственными страстями, а с “плотью и кровью” – с людьми, там и возможно возникновение религиозного фанатизма.
Возможны ли такие явления в Христианстве? При нормальной духовной жизни – нет. При ее искажении – да. Именно поэтому исторические примеры религиозного фанатизма мы находим не только в иных религиях, но и во многих христианских сообществах, отпавших от полноты Православной Церкви.
Ислам, зародившись в Аравии, огнем и мечем покорил пол мира. Католицизм пытался утвердить свое господство с помощью крестовых походов. Протестанты, колонизируя Америку, осуществляли геноцид туземного населения. Различные секты часто устраивали кровавые расправы над теми, кто не спешил искать спасения души у их лидеров 4.
Когда хотят обвинить православных в фанатизме, то обычно вспоминают старообрядческий раскол XVII-го века. Действительно, трагические события, связанные с расколом, произошли не без вины высших иерархов. Но можно ли рассматривать старообрядческий раскол как явление органически характерное для Православия? Скорее наоборот. Отсутствие элементарного духовного образования у народа, излишнее обрядоверие, пристрастие к мертвой букве и к преданиям человеческим – все это искажения, а не нормальное состояние Церкви. А ведь именно это послужило причиной раскола. Репрессии против старообрядцев осуществляло правительство, а не Церковь. Достаточно вспомнить, что протопопа Аввакума казнили тогда, когда сам патриарх Никон уже был низложен и сослан. Преследование старообрядчества было вопросом актуальным для государства, и именно под его давлением церковная иерархия их оправдывала. Церковные же прещения на раскольников были наложены не Российскими епископами, а Восточными Патриархами.
Как уже было сказано, фанатизм для Православия не характерен вообще. Он возникает в результате неправильной духовной жизни. В сектах же, где о правильной духовной жизни не может быть и речи, для фанатизма самая питательная среда. Не ушли еще из памяти газовые атаки адептов “АУМ Синрике”, воинственные призывы “Белых братьев”, регулярно появляются в прессе сообщения о преступлениях сатанистов.
Только правильные духовные ориентиры, правильная духовная жизнь, могут уберечь человека от фанатизма. И Православная Церковь предлагает средства, способные уберечь общество от опасности эскалации религиозного экстремизма.
“Вы – соль земли 6”, – сказал Господь апостолам, первоначально составлявшим Церковь. Церковь – соль земли. Что такое соль? Первый из известных людям консервантов. То, что препятствует гниению. Чем дальше люди уходят от Церкви, тем явственнее запах тления. Без Церкви мир протухнет, растлится в своих беззакониях. Одно из следствий духовного гниения – фанатизм, и только Церковь может без ОМОНа и Спецназа противостоять ему.