к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся

Особенности организации внеурочной деятельности в предметной области «Технология»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Особенности организации внеурочной деятельности в предметной области «Технология»

Право выбора тематики и формы внеурочной деятельности закрепляется за участниками образовательного процесса – обучающимися и родителями. В свою очередь преподаватели школ могут предложить различные варианты внеурочных занятий, которые могли бы заинтересовать обучающихся и привлечь их к занятиям. Поэтому важной составляющей организации внеурочной деятельности является мониторинг интересов обучающихся, анализ материальных возможностей школы и поиск оригинальных форм проведения занятий, соответствующих принципам системно-деятельностного подхода.

Переходя непосредственно к предмету технология, необходимо обратиться к последним изменениям, введенным, в том числе Стандартом. Итак, в 1993 г. произошло переименование предмета «Труд» в «Технологию», и закрепление его в Базисном учебном плане. Несмотря на то, что в содержательную часть были введены некоторые разделы, например, основы предпринимательства, экономика семьи и дизайн, в целом изменение названия не повлекло за собой значительного изменения предметного содержания, сохранив основные задачи и приемы работы на уроке. Вместе с тем, инициаторами идеи ставилась цель изменения концепции технологического образования и определения объектом изучения технологические операции. В связи с чем в современных учебниках заостряется внимание на выполнении технологических операций, в то время как объектами труда могут быть различные изделия или предметы, изготавливаемые с применением тех самых изученных технологических операций. Далее с введением Стандарта разработчиками соответствующих учебников в качестве основной деятельности в предметной области технология было определено проектирование или творческий проект. Введение обучающихся в предметную область Технология начинается с темы «Творческий проект», в которой описываются алгоритм проведения и объекты проектной деятельности, и объясняется необходимость проектных умений в жизни людей. Таково направление учебников по технологии, изданные «Вентана-Граф» авторов Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, И.А. Сасова и других, несколько отличающиеся по методам обучения. К примеру, учебный материал Н.В. Синицы (5 класс, Технология) ориентирован на овладение основными приемами обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, ознакомления с интерьером и закрепления теоретических знаний в процессе выполнения творческих проектов. Учебник Н. В. Сасовой (5 класс, Технология) входящий в систему «Алгоритм успеха» нацелен на формирование у школьников понятия о технологии как способе создания рукотворного мира для удовлетворения потребностей человека и общества. В основу овладения технологическими процессами положен метод проектов, позволяющий развивать творческое мышление обучающихся. Следует, также отметить, что для использования последнего учебника необходимо формирование ресурсного уголка – методического материала, помогающего обучающимся самостоятельно изучить новую тему. В ресурсный уголок могут входить нормативные документы (ГОСТы, требования, размерные признаки), наглядные пособия, образцы материалов, таблицы, и многое другое.

Учитывая, что количество часов по технологии значительно сокращается (в 5-6 классах по 2 часа в неделю, в 7-8 классах – по 1), а объем изучаемого материала практически не изменяется, внеурочная деятельность становится тем механизмом, с помощью которого можно было решить ряд учебных и воспитательных задач, в том числе подготовку к олимпиаде по предмету. Рассматривая вопрос о выборе форм и тематик внеурочных занятий, следует исходить из того, что первоочередной задачей, решаемой на уроках технологии, является формирование технологической культуры, как многосоставного явления, ориентированного на развитие определенных знаний, умений и навыков. По П. Р. Аутову, общая технологическая культура – это совокупность общих способов научно-производственной деятельности, которая является сегодня основой общей трудовой культуры человека.

По Ю. Л. Хотунцеву, Технологическая культура – это культура преобразующей, творческой природосообразной (экологически оправданной) деятельности, включает знания, умения и навыки (когнитивный уровень), эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности (аффективный уровень) и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия (конативный уровень).

Технологическая культура включает 10 граней, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося: культура труда, графическая, дизайна, информационная, предпринимательская, человеческих отношений, экологическая, культура дома, потребительская, проектная.

В процессе обучения технологии учащиеся: ознакомятся:

с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

с механизацией труда и автоматизацией производства;

технологической культурой производства;

с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

с производительностью труда; реализацией продукции;

с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью;

предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;  с экологичностью технологий производства;

с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);

с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;

культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве; овладеют:

навыками созидательной, преобразующей, творческой

навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,

проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

навыками организации рабочего места;

умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.

Таким образом, современное технологическое образование основывается преимущественно на методе проектов, под которым понимается совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Формирование особого проектного мышления, способного решить проблемы различного характера, критически оценивать продукт и находить неординарные решения – задача технологического образования.

Источник

Особенности организации внеурочной деятельности в предметной области «Технология»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Особенности организации внеурочной деятельности в предметной области «Технология»

Право выбора тематики и формы внеурочной деятельности закрепляется за участниками образовательного процесса – обучающимися и родителями. В свою очередь преподаватели школ могут предложить различные варианты внеурочных занятий, которые могли бы заинтересовать обучающихся и привлечь их к занятиям. Поэтому важной составляющей организации внеурочной деятельности является мониторинг интересов обучающихся, анализ материальных возможностей школы и поиск оригинальных форм проведения занятий, соответствующих принципам системно-деятельностного подхода.

Переходя непосредственно к предмету технология, необходимо обратиться к последним изменениям, введенным, в том числе Стандартом. Итак, в 1993 г. произошло переименование предмета «Труд» в «Технологию», и закрепление его в Базисном учебном плане. Несмотря на то, что в содержательную часть были введены некоторые разделы, например, основы предпринимательства, экономика семьи и дизайн, в целом изменение названия не повлекло за собой значительного изменения предметного содержания, сохранив основные задачи и приемы работы на уроке. Вместе с тем, инициаторами идеи ставилась цель изменения концепции технологического образования и определения объектом изучения технологические операции. В связи с чем в современных учебниках заостряется внимание на выполнении технологических операций, в то время как объектами труда могут быть различные изделия или предметы, изготавливаемые с применением тех самых изученных технологических операций. Далее с введением Стандарта разработчиками соответствующих учебников в качестве основной деятельности в предметной области технология было определено проектирование или творческий проект. Введение обучающихся в предметную область Технология начинается с темы «Творческий проект», в которой описываются алгоритм проведения и объекты проектной деятельности, и объясняется необходимость проектных умений в жизни людей. Таково направление учебников по технологии, изданные «Вентана-Граф» авторов Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, И.А. Сасова и других, несколько отличающиеся по методам обучения. К примеру, учебный материал Н.В. Синицы (5 класс, Технология) ориентирован на овладение основными приемами обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, ознакомления с интерьером и закрепления теоретических знаний в процессе выполнения творческих проектов. Учебник Н. В. Сасовой (5 класс, Технология) входящий в систему «Алгоритм успеха» нацелен на формирование у школьников понятия о технологии как способе создания рукотворного мира для удовлетворения потребностей человека и общества. В основу овладения технологическими процессами положен метод проектов, позволяющий развивать творческое мышление обучающихся. Следует, также отметить, что для использования последнего учебника необходимо формирование ресурсного уголка – методического материала, помогающего обучающимся самостоятельно изучить новую тему. В ресурсный уголок могут входить нормативные документы (ГОСТы, требования, размерные признаки), наглядные пособия, образцы материалов, таблицы, и многое другое.

Учитывая, что количество часов по технологии значительно сокращается (в 5-6 классах по 2 часа в неделю, в 7-8 классах – по 1), а объем изучаемого материала практически не изменяется, внеурочная деятельность становится тем механизмом, с помощью которого можно было решить ряд учебных и воспитательных задач, в том числе подготовку к олимпиаде по предмету. Рассматривая вопрос о выборе форм и тематик внеурочных занятий, следует исходить из того, что первоочередной задачей, решаемой на уроках технологии, является формирование технологической культуры, как многосоставного явления, ориентированного на развитие определенных знаний, умений и навыков. По П. Р. Аутову, общая технологическая культура – это совокупность общих способов научно-производственной деятельности, которая является сегодня основой общей трудовой культуры человека.

По Ю. Л. Хотунцеву, Технологическая культура – это культура преобразующей, творческой природосообразной (экологически оправданной) деятельности, включает знания, умения и навыки (когнитивный уровень), эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности (аффективный уровень) и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия (конативный уровень).

Технологическая культура включает 10 граней, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося: культура труда, графическая, дизайна, информационная, предпринимательская, человеческих отношений, экологическая, культура дома, потребительская, проектная.

В процессе обучения технологии учащиеся: ознакомятся:

с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

с механизацией труда и автоматизацией производства;

технологической культурой производства;

с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

с производительностью труда; реализацией продукции;

с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью;

предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;  с экологичностью технологий производства;

с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);

с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;

культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве; овладеют:

навыками созидательной, преобразующей, творческой

навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,

проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

навыками организации рабочего места;

умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.

Таким образом, современное технологическое образование основывается преимущественно на методе проектов, под которым понимается совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Формирование особого проектного мышления, способного решить проблемы различного характера, критически оценивать продукт и находить неординарные решения – задача технологического образования.

Источник

Организация внеурочной деятельности в рамках предметной области технологии

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть картинку к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Картинка про к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся

Описание презентации по отдельным слайдам:

Организация внеурочной деятельности в рамках предметной области технологии

Цель работы: изучение методологической основы организации внеурочной деятельности по технологии.

Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности школьников по технологии. Предмет исследования: разработка методологического обеспечения для проведения внеурочной работы.

Методические основы организации внеурочной деятельности Внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Методы внеурочной работы Методы внеурочной деятельности: Словесно – логические Наглядные Практические Образно художественные

Методические особенности организации внеурочной работы по технологии. Особенностью внеурочной деятельности предметной области «Технология» является то, что она направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Одним из самых эффективных методов является проектная деятельность, в процессе которой у учащихся формируются универсальные учебные действия: целеполагание, анализ ситуации, отбор необходимой информации, планирование, преобразование, рефлексия, формирует умение слушать, самоконтроль.

— Карта оценки готовых работ по программе «Волшебница лоза»

— Технологическая карта «Изготовление кашпо на слоеной фанере» Я разработала технологическую карту в которой показано по этапно изготовление кашпо(см. прил. 1) На первом этапе необходимо взять готовую фанерную заготовку, выполнить шлифовку, далее показано как прикреплять основы, далее как оплетать стоячки используя простое плетение и веревочку и на последнем этапе как завершить работу – загибка, и в заключении как должно выглядеть изделие. (вся работа заключается в том что нужно изготовить донышко, вставить основы связать макушку, чтоб не распадалось и выплетаем кашпо нужной высоты, делаем загибку и обрезаем прутья

Вывод: Проанализировав проделанную работу я пришла к выводу, что внеурочная деятельность по технологии была успешной, так как были выполнены все условия. Обучающиеся приняли активное участие и были довольны. Я считаю, что моя гипотеза доказана.

к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть картинку к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Картинка про к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть картинку к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Картинка про к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся

Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть картинку к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Картинка про к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся

Курс профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть картинку к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Картинка про к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся

— изучить методику организации внеурочной деятельности;

Номер материала: ДБ-1102359

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть картинку к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Картинка про к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся

к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть картинку к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Картинка про к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть картинку к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Картинка про к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть картинку к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Картинка про к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений

Время чтения: 1 минута

к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть картинку к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Картинка про к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть картинку к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Картинка про к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Смотреть картинку к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Картинка про к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся. Фото к формам внеурочной деятельности в рамках предметной области технология относятся

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Организация внеурочной деятельности по предмету «Технология»

Разделы: Технология

Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Инновацией ФГОС общего образования является введение внеурочной деятельности.

Внеурочная работа школьников имеет огромное преимущество перед уроками – она не носит такого отпечатка обязательности и серьезности. Внеурочная работа не накладывает на учителя и учеников таких строгих обязательств, как на уроке, поэтому позволяет использовать нестандартные и творческие приемы обучения. Школьники прекрасно понимают, что на занятиях им никто не будет ставить плохих оценок, и их желание обучиться чему-либо и получить качественные умения и знания зависит только от их заинтересованности. На внеурочных занятиях ученики ведут себя более раскованно, нежели на уроках, могут предлагать большее количество идей. На занятиях ученики работают не для оценки, а для себя, ради себя, ради того, чтобы научиться тому, что им нравится и впоследствии может пригодиться в жизни.

Все это приводит к тому, что на внеурочных занятиях ученики раскрываются больше как личность и более ярко демонстрируют свои таланты. Следовательно, учителю необходимо использовать это желание учеников научиться. Учитель может вести расширенное обучение по предмету, надеясь на лучший уровень усвоения за счет личной заинтересованности учеников в работе. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность её организации. Благодаря проведению внеурочных занятий учитель ненавязчиво может обучить школьников выполнению проектов, использованию мозгового штурма в работе и других творческих методов. Это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества обучения. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

Принципами организации внеурочной деятельности в школе стали:

Внеурочная деятельность должна ориентироваться на запросы родителей, законных представителей учащихся, приоритетные направления деятельности школы, интересы и склонности педагогов.

Виды внеурочной деятельности:

Направления и формы организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО организуется по основным направлениям развития личности:

Содержание внеурочных занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как:

Все эти формы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно практическая работа детей под руководством учителя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы. В процессе внеурочной работы у учащихся формируются психические и физические качества: трудолюбие, выносливость, самостоятельность, инициативность, свобода, достоинство и честь.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.

Рассмотрев обоснование внеурочной деятельности в целом, остановимся подробнее на организации внеурочной деятельности в системе технологической подготовки.

Анализ обозначенной проблемы позволил заключить, что внеурочная деятельность по технологии создает условия для самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда:

Цель внеурочной деятельности по технологии:

Задачи внеурочной деятельности по технологии состоят в том, чтобы:

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная как на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, так и на преобразование материала в изделие. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. В школе должен стать реальностью педагогически организованный процесс индивидуального развития ребенка средствами внеурочной деятельности, чтобы получаемые ребенком знания и навыки имели действительно развивающий эффект, причем именно для каждого ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получит одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу. Таким образом педагог откроет новые возможности ребенку и тем самым закрепит его интересы. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Организация внеурочной работы по технологии, как и по любому учебному предмету занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний учеников по предмету, привитие интереса к изучаемому, развитие творческих способностей учащихся.

К внеурочным мероприятиям в системе технологической подготовки, как правило, относят следующие виды занятий: спецкурсы и элективные курсы, кружковая работа, декады, экскурсии, викторины, выставки, олимпиады, конкурсы, конференции, марафоны, КВНы, защиты проектов и т.д. Разнообразие форм проведения внеурочных мероприятий по школьным предметам представляет простор для проявления творчества как школьников, так и учителей.

В новых стандартах образования, говорится, что изучение учебного предмета «Технология» призвано обеспечить:

В процессе занятий учащиеся закрепляют навыки работы с инструментами и приспособлениями, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя. В этом он учится быть взрослым, мастером.

Говоря об организации внеурочной деятельности по технологии, необходимо отметить, что сам принцип использования традиционных форм и методов классно-поурочной системы работы здесь не уместен. Составляя программу курса, педагог обязан использовать самые разнообразные нетрадиционные формы проведения занятий. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности, дети охотно включаются в процесс обучения, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Нетрадиционным формам присуща большая вариативность структуры, они основаны на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, увлеченности совместной творческой деятельностью.

При выборе форм работы по внеурочной деятельности необходимо руководствоваться возрастными и личностными особенностями учащихся, а также целями и задачами, которые ставит перед собой педагог, разрабатывая программу в целом или на отдельно взятом занятии.

Для привлечения учащихся и прогнозирования конечного результата занятий внеурочной деятельностью по технологии необходимо учитывать психовозрастные особенности детей. Занятия художественным трудом позволяют развивать у учащихся мелкую моторику, творческое и пространственное воображение, воспитывает навыки организации труда.

В среднем звене (5-7 класс) у детей появляется потребность к прикладной практической деятельности. Так как дети этого возраста более усидчивы, то им хорошо подходят занятия по осваиванию какого-либо ремесла или рукоделия. При этом учащиеся раскрывают и реализуют творческий потенциал, осваивают различные производственные технологии. Приобретают такие навыки как, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата, приобщаются к русским традициям, истории, культуре.

Практика показывает, что, как правило, у большинства учащихся к 8 классу интерес к прикладному творчеству снижается и возникает потребность в активной социализации и профессионального самоопределения. Поэтому в старших классах (8-9 классах) целесообразней работать по проектным, общественно-полезным и научно-исследовательским направлениям. При этом обязательно необходимо учитывать метапредметность тем, изучаемых в курсе внеурочной деятельности по технологии, и знакомить учащихся с как можно более широким спектром профессий. При этом учащиеся приобретают готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, к самостоятельным поступкам и действиям, готовность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию.

Реализация организации внеурочной деятельности по технологии с учетом выше сказанного будет способствовать:

Творческая деятельность учащихся является актуальным компонентом учебного процесса по технологии на протяжении всего периода обучения и может быть связана с различными направлениями внеурочной деятельности, включая научно-исследовательское, художественно-эстетическое, проектное и др. Она может осуществляться в виде научного, технического и художественного творчества; исследовательской, проектной, трудовой (созидательной) общественно-значимой или профессионально направленной деятельности.

Поскольку «занятия могут проводиться не только учителями одного общеобразовательного учреждения, но и другими преподавателями, в том числе педагогами учреждений дополнительного образования», это рождает здоровую конкуренцию и каждый учитель, организующий внеурочную деятельность, должен это понимать и повышать уровень своей квалификации в соответствии с современными образовательными требованиями.

Занятия по техническому творчеству помогают школьникам приобрести глубокие и прочные знания в области естественных и технических наук, ценные практические умения и навыки, воспитывают трудолюбие, культуру труда, умение работать в коллективе. Внеурочная работа по техническому творчеству содействует социально-профессиональному просвещению младших школьников, а в средних и старших классах — подготовке учащихся к практической деятельности, независимо от того, в какой области им предстоит работать. Организация экскурсий на предприятия, технические объекты, выставки, музей, в учебные и производственные учреждения включает в себя несколько этапов: подготовку, проведение и подведение итогов мероприятия. Подготовка к экскурсии предполагает выбор объекта, определение цели, плана и содержания действий, составление групповых и индивидуальных заданий, ознакомление и инструктирование учащихся о порядке и правилах безопасности во время экскурсии. По завершении экскурсии проводится обсуждение результатов и подводятся ее итоги.

Проведение экскурсий на начальных этапах изучения раздела или темы позволяет активизировать процесс обучения, а на завершающих этапах способствует актуализации, уточнению и профессиональной направленности полученного знания. Выставки творчества учащихся предполагают, кроме подготовки, размещение и оформление экспонатов, организацию и проведение экскурсий и определение достижений учащихся. Соревнования и олимпиады проводятся в форме конкурсных мероприятий, демонстрирующих уровень знаний и готовности учащихся к выполнению практических работ. Они могут осуществляться в масштабах школы, района, города, региона до уровня всероссийских и международных конкурсов с соответствующим делегированием победителей на следующий этап соревнований. Для этого разрабатываются специальные положения о конкурсах и олимпиадах, утверждается жюри. Олимпиады и конкурсы могут носить комплексный характер. В ходе первого тура выявляется уровень теоретической подготовленности школьников по направлению (профилю) обучения. Активной формой выявления уровня знаний и взаимообучения является проведение викторин по пройденным разделам технологии, что особенно эффективно для начальных туров школьных этапов олимпиад. На последующих этапах чаще применяется тестирование знаний. Во втором туре предполагается выполнение практических работ в определенной сфере профессиональной деятельности, включая разработку технологических процессов, схем и чертежей и выполнение работ по изготовлению заданных изделий с соблюдением технологических условий и правил техники безопасности. В третьем туре олимпиады проводится конкурс творческих работ (проектов), позволяющий выявить уровни творческих возможностей и достижений учащихся.

Внеурочная технологическая подготовка может осуществляться в виде созидательной практической деятельности, в процессе которой учащиеся производят полезные продукты (изделия, услуги, информацию и т.п.), имеющие не только личное, но и общественное значение. Созидательная деятельность школьников может реализоваться на различных уровнях. В зависимости от поставленной цели, достижение образовательных результатов первого уровня (приобретение школьниками знаний и практических умений, функциональных представлений в реалиях повседневной жизни) возможно в рамках известных форм внеурочной деятельности в виде кружковой и студийной работы по техническому творчеству, художественной обработке материалов и декоративно-прикладному творчеству. Тематика работы первичных объединений школьников во внеурочной деятельности может быть связана с различными разделами и направлениями базовой подготовки по техническому, обслуживающему или сельскохозяйственному труду и носить характер научно-исследовательской, опытнической, эстетической деятельности по реализации личностно значимых и социально направленных творческих проектов.

Таким образом, организация внеурочной деятельности по технологии в условиях новых стандартов образования позволяет решать целый комплекс задач: от сохранения здоровья подрастающего поколения, до формирования и развития разнообразных личностных качеств и способностей учащегося. И здесь для учителя предоставляется обширное поле деятельности как в выборе форм и методов работы, так и в выборе конечного (прогнозируемого) результата, так как внеурочная деятельность не ограничена рамками программы.

Внеурочная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Таким образом, внеурочная деятельность по технологии помогает:

В школе должен стать реальностью педагогически организованный процесс индивидуального развития ребенка средствами внеурочной деятельности, чтобы получаемые ребенком знания и навыки имели действительно развивающий эффект, причем именно для каждого ребенка.

Решение данной задачи требует создания следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективный комплекс развивающего образования:

Следовательно, происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, самостоятельность. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.

Список использованной литературы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *