как написать бизнес план для социального контракта образец
Бизнес-план по социальному контракту
В МАУ «ЦС МСП» бесплатно возможно получить помощь в расчете финансовой части ТЭО ПРОЕКТА по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в рамках мероприятий программы социальной адаптации, разработанной в рамках Социального контракта. (разделы «Финансовый план и эффективность» и «Налогообложение»).
Для получения услуги в электроном виде необходимо приложить заполненную форму «Бизнес-плана по социальному-контракту».
Затем следует пройти по ссылке «получить услугу», заполнить обязательные пункты электронной формы и дать согласие на обработку персональных данных. Далее необходимо прикрепить файлы с исходными данными для расчета.
Отправьте заявление и дождитесь результатов его рассмотрения. В случае необходимости, после проверки полноты исходных данных, сотрудники МАУ «ЦС МСП» могут связаться с Вами по указанному телефону для уточнения данных.
Информация о ходе рассмотрения заявления будет доступна в личном кабинете.
При подготовке проекта можно воспользоваться дополнительными материалами, которые размещены в разделе по ссылке: рекомендации по подготовке бизнес-плана для организации предпринимательской деятельности
Краткая информация о программе
На осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности предоставляется единовременная выплата в размере сметы затрат на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Средства могут быть направлены на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, а также оплаты имущественных обязательств (аренды имущества).
Куда обратиться для получения государственной помощи. Заявление на заключение социального контракта может быть подано в отделение социальной защиты по месту жительства (районное отделение).
Перечень документов на заключение социального контракта
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ
Перед заключением социального контракта в отношении гражданина разрабатывается программа социальной адаптации.
В программу социальной адаптации входит подготовка краткого описания проекта по организации индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости), которая может быть подготовлена с учетом рекомендаций и форм, разработанных МАУ «ЦС МСП». На этапе подготовки программы социальной адаптации, а также на протяжении действия социального контракта гражданин может обращаться в МАУ «ЦС МСП» для консультационной и информационной поддержки.
Между гражданином и уполномоченным учреждением заключается социальный контракт, по которому гражданин обязуется:
-осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность;
-расходовать государственную помощь, полученную в объеме и на цели, указанные в социальном контракте.
Гражданин ежемесячно предоставляет свой отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, не позднее 15 числа каждого месяца. При непредоставлении отчета социальный контракт может быть расторгнут.
Срок действия социального контракта составляет не более 12 месяцев
Как составить бизнес-план для ИП
Аудиоверсия этой статьи
Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, необходимо составить документ, который называется бизнес-планом. Это нужно в первую очередь для самого предпринимателя, чтобы понимать, насколько рентабельным может быть конкретный малый бизнес, сколько нужно начального капитала и через какое время это дело окупится. Также бизнес-планы составляют для будущих инвесторов, чтобы привлечь их к капиталовложению в данное дело.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Что такое бизнес-план и когда он нужен
Бизнес-план – документ, который описывает будущую деятельность предпринимателя. В бизнес-плане показывают, в чем заключается идея, как будут привлекаться покупатели, какие предстоят затраты, какая ожидается прибыль.
При мопощи бизнес-плана можно:
Найти партнеров для бизнеса.
Получить кредит в банке.
Убедить потенциальных инвесторов вложить деньги в ваше дело.
В хорошем бизнес-плане инвестор должен находит ответы на 5 вопросов:
Кто вы и почему у вас все получится?
В чем заключается ваша идея?
Почему вы думаете, что ваш продукт купят?
Как будет организован бизнес?
Как выглядит финансовый план проекта?
При составлении бизнес-плана используйте SWOT-анализ
Эта методика включает анализ:
– сильных сторон будущего товара или услуги – это могут быть невысокая себестоимость товара, высокое качество и многое другое, что может представить продукт с лучшей стороны;
– слабых сторон продукта (услуги) – это могут быть разного рода расходы, аренда помещения, необходимость в рекламе с нуля;
– возможностей роста бизнеса – усовершенствование технологий производства, предоставление дополнительных услуг отличного качества;
– угроз бизнеса – нестабильность экономики страны, появление большого количества конкурентов и другое.
Составление бизнес-плана самостоятельно
Бизнес-план состоит из нескольких разделов, каждый из которых нужно проработать тщательно и досконально.
Вводная часть или резюме проекта
В этой части бизнес-плана нужно изложить кратко – в чем суть вашей идеи, сколько нужно первоначальных инвестиций, ключевые факторы успеха, ключевые показатели эффективности. Например, срок окупаемости проекта, ожидаемую прибыль. Кроме этого, здесь нужно указать имя предпринимателя – владельца будущего дела, а также имена совладельцев при наличии таковых.
Резюме бизнес-плана лучше делать кратким – 6-7 предложений. Его прочитают все, поэтому проработайте его максимально тщательно.
Пять шагов к привлечению инвестиций
Раздел с описанием товара или услуги
В этом разделе бизнес-плана необходимо представить детальную информацию о вашем продукте или услуге. Нужно описать сильные стороны продукта, чтобы объяснить, почему этот продукт лучше, чем аналогичные товары других компаний. Нужно ответить на вопросы: Какие боли закрывает продукт или услуга? Как предприниматель сможет быть лучшим среди конкурентов? И на основании чего сделаны такие выводы? По-сути здесь нужно озвучить суть вашего УТП (уникальное торговое предложение).
Как создать УТП для бизнеса
Маркетинговый анализ и стратегия продаж
В данном разделе нужно описать рынок сбыта готового продукта, емкость рынка, целевую аудиторию, конкурентов, ценовую политику. Чтобы подготовить данную часть бизнес-плана, нужно провести анализ конкурентов.
Как определить целевой рынок и конкурентное преимущество
Кто ваши конкуренты? В отношении конкурентов в самом бизнес-плане кратко отразите следующее:
преимущества товаров конкурентов;
основные каналы продаж, которыми пользуются конкуренты;
ценовая политика конкурентов.
Затем опишите, каковы преимущества вашего товара (услуги) перед конкурентами и как вы будете использовать эти преимущества.
Конкурентный анализ
Каков рынок сбыта? Нужно указать географический рынок сбыта, кратко описать портрет целевого клиента. Представьте стратегию продаж – через какие основные каналы вы будете привлекать клиентов. Это может быть оффлайн, онлайн, Также можно предоставить несколько вариантов рекламы продукта. Это могут быть листовки, реклама в газетах, в социальных сетях и пр. Можно создать сайт предприятия, страничку в социальных сетях и рекламировать ее через своих знакомых и т. д.
Данная информация поможет читателям бизнес-плана оценить маркетинговые ходы, которые будут способствовать развитию бизнеса. Данную часть бизнес-плана завершите прогнозом продаж – какой объем продаж вы планируете сделать в определенный период времени. Как правило делают разбивку по месяцам, кварталам и году.
Данную часть бизнес-плана нужно делать независимо от того, будете вы производить товар или оказывать услуги. Тут важно показать, что требуется для производства товара или услуги. В этой части бизнес-плана можно отразить:
какие технологии вы планируете использовать;
какое оборудование вам нужно, например, если вы будете оказывать услуги онлайн, то вам наверняка потребуется IP-телефония, а также онлайн-касса;
какие офисные, торговые или складские помещения вам нужны;
сколько и каких сотрудников вам потребуется.
Завершить эту часть можно сметой с разбивкой по месяцам и квартала – отразите тут динамику расходов.
В этой части бизнес-плана отражают: организационно-правовую форму бизнеса, структуру, перечень лицензий и разрешений – если они требуются, порядок руководства организацией. Если ИП будет сам возглавлять бизнес, то можно приложить небольшое резюме о своем опыте работы и профессиональных достижениях.
В этом разделе указывается вся информация, связанная с финансами будущего бизнеса. Это все расходы и предположительные доходы. На основе этих данных можно спрогнозировать срок выхода на точку безубыточности, срок возврата инвестиций в малый бизнес.
В графу доходов нужно вносить стоимость товара или услуги, а в графу расходов вписывают себестоимость конкретной продукции, единовременные расходы (закупка оборудования, стоимость вывески и др.) и постоянные (закупка сырья и материалов, аренда помещения, зарплата сотрудникам и др.). Разница между этими составляющими является прибылью малого бизнеса.
Также нужно указать источники денежных средств – ИП может вложить собственные средства или взять кредит в банке, может оформить субсидию (в каждом регионе действуют программы поддержки малого бизнеса).
Рассчитайте рентабельность инвестиций в ваш бизнес. Сделать это можно по формуле:
Рентабельность = Чистая прибыль/ Сумма вложенных средств × 100 %
Рассчитайте срок окупаемости – период, в течение которого чистая прибыль (доходы минус расходы) покроет вложенные средства. Рассмотрим на примере.
Пример. ИП вложил в открытие магазина 1 500 000 руб. Ожидаемый среднегодовой доход 500 000 руб. Ежегодны издержки на бизнес (расходы) – 100 000 руб. Рассчитаем срок, за который окупятся вложения.
Период (год) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Инвестиции, руб. | — 1 500 000 | ||||
Годовой доход, руб. | 500 000 | 500 000 | 500 000 | 500 000 | |
Годовые расходы, руб. | — 100 000 | — 100 000 | — 100 000 | — 100 000 | |
Разница между доходами и расходами, руб. | — 1 500 000 | 400 000 | 400 000 | 400 000 | 400 000 |
Разница между доходами и расходами нарастающим итогом, руб. | — 1 500 000 | — 1 100 000 | — 700 000 | — 300 000 | 100 000 |
Рассчитаем срок окупаемости. Ежегодная чистая прибыль составит 400 000 руб. (500 000 – 100 000). Таким образом к концу четвертого года вложенные средства окупятся. Рассчитает по формуле:
Срок окупаемости = 1 500 000 руб. / 400 000 руб. = 3 года и 9 месяцев
Оценка предполагаемых результатов, риска и перспектив
В этом разделе бизнес-плана можно рассмотреть несколько вариантов развития малого бизнеса с учетом возможных рисков. К рискам можно отнести: изменение конъюнктуры рынка, изменение налоговой или экономической политики, выход на рынок нового конкурента и др. Надо оценить, как риски скажутся на доходности и окупаемости бизнеса – это покажет устойчивость вашего проекта. Некоторые рекомендуют сразу составлять бизнес-план по пессимистичному сценарию.
Если у вас есть фотографии, таблицы, графики, которые относятся к вашему проекту, и которые на ваш взгляд важны, то вы можете включить их в приложение к бизнес-плану. Например если вы уже делали прототип продукта и у вас есть фотографии процесса, то включите их в приложение. Это покажет инвесторам вашу вовлеченность в дело, ваше желание начать бизнеса, серьезность ваших намерений. Также в эту часть бизнес-плана можно включить информацию о продажах, если, например, вы уже продавали свои товары или услуги в качестве самозанятого.
Ошибки при составлении бизнес-плана
Нереалистичный план – слишком надуманный, в бизнес-плане представлены недостижимые показатели.
В бизнес-плане – очень много воды, шаблонных текстов, но нет реальных фактов и реальной аналитики.
Неправильное использование тех или иных методик при финансовых расчетах бизнес-плана (лучше не увлекаться расчетами и не делать аналитику глубже того, в чем вы разбираетесь).
Примеры готовых бизнес-планов вы найдете в нашем разделе «Действовать» – здесь приведены пошаговые инструкции по открытию 12 видов бизнеса с расчетами. Например, готовые примеры есть в материале «Как открыть ресторан по франшизе».
Социальный контракт можно реализовывать в статусе самозанятого
Социальный контракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, пожалуй, самое эффективное направление, по которому можно получить помощь – единовременно до 250 тысяч рублей. Деньги выделяются на приобретение основных средств производства. Ограничений по сферам предпринимательской деятельности нет. Главное, чтобы бизнес-план был одобрен межведомственной комиссией, которая принимает решение о заключении социального контракта. При этом составить бизнес-план помогут специалисты. Срок реализации социального контракта – до одного года.
Каковы особенности этой деятельности, рассказываем в формате «вопрос – ответ».
Кто такой «самозанятый»?
Это человек, который решил работать сам на себя, не нанимая работников. Самозанятым может стать физлицо или индивидуальный предприниматель, если встанет на налоговый учет и будет платить налог на профессиональный доход.
Какими видами деятельности можно заниматься самозанятым?
Самозанятый может продавать товары собственного производства, а также оказывать услуги, например:
Можно или быть самозанятым и работать на постоянной другой работе?
Как зарегистрироваться самозанятым?
Есть несколько способов. Можно зарегистрироваться любым из них:
Если самозанятый работает в нескольких регионах, регистрация нужна только в одном из них.
Какой налог платят самозанятые?
Налог для самозанятых начисляется только с полученного дохода:
Если дохода нет, то соответственно и налог не взимается. Минимальной обязательной величины дохода к уплате тоже нет.
Как проверяет самозанятых налоговая инспекция?
Налоговая служба проверяет самозанятых только по выставленным чекам, которые они формируют в приложении «Мой налог».
Как самозанятый может взаимодействовать с налоговой?
Дистанционно: или через мобильное приложение «Мой налог», или в личном кабинете плательщика «Налог на профессиональный доход».
Обратите внимание: в обычном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС таких функций нет, поэтому нужно зайти именно в специальный сервис для самозанятых.
Нужен ли кассовый аппарат (ККТ) при ведении деятельности самозанятого?
Кассу покупать не нужно, но обязательно формировать чеки в специальном приложении «Мой налог», через которое производилась регистрация плательщика «налога на профессиональный доход» и будет продолжаться дальнейшее общение с налоговой инспекцией.
На что пойдут средства от уплаты налогов?
Средства от налогов самозанятых направляются в бюджет нашего региона. Часть денег будет перераспределена в муниципалитеты.
Какие надзорные органы могут проверять и как часто?
Самозанятого могут проверить только на основании полученной жалобы о нарушении. Все о проверках контрольно-надзорными органами прописано в федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Какие преимущества самозанятых?
Оказание разовой услуги попадает под самозанятые?
Нет, самозанятые оказывают услуги регулярно.
Может ли ИП стать самозанятым?
Могут ли самозанятые осуществлять свою деятельность дома?
Да, могут. Работа на дому или нет, зависит от выбранного вида Вашей деятельности.
Например, размещение в жилых помещениях массажного/маникюрного кабинета (использование жилого помещения не по назначению) может повлечь наложение административного штрафа в соответствии со ст. 6.4 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений) от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Т.е. любой гражданин, которому не понравится Ваше использование жилого помещения вправе написать жалобу в контролирующий орган, и штраф будет наложен именно за размещение кабинета в жилом помещении, а не за то, что вы являетесь самозанятым. Самозанятый блогер, к примеру, не нарушает СанПин и, соответственно, меры к нему применены не могут быть.
Как прекратить деятельность в качестве самозанятого?
Если Вы решили прекратить свою деятельность как самозанятый, то Вам нужно: зайти в мобильное приложение «Мой налог»;
Снятие с учета происходит моментально. Уведомление от налоговой инспекции придет в приложение не позднее следующего дня после отправки данных.
Как начать бизнес через соцконтракт
— С начала 2021 года по соцконтракту средства получили более 400 человек. Пока в основном обращаются за помощью в трудной жизненной ситуации, но растет спрос на выплаты на развитие ЛПХ и ведение предпринимательской деятельности, — пояснила начальник управления организации социальных выплат Министерства труда и соцразвития Новосибирской области Татьяна Мальцева.
— Думаю, что это повысит интерес к выплате со стороны тех, кто хочет создать ИП или работать в качестве самозанятого, — прогнозирует Мальцева.
В министерстве также отметили, что в случае потребности в дополнительном обучении для успешного трудоустройства или осуществления предпринимательской деятельности центры занятости организуют необходимые курсы. В период обучения предусмотрена ежемесячная денежная выплата в размере 6 527 рублей в месяц.
— Мы планируем использовать возможности соцконтракта для повышения занятости населения. Перед нами поставлены амбициозные задачи: достичь допандемийных показателей рынка труда, — пояснила начальник управления занятости минсоцтруда Новосибирской области Ольга Лаврова.
— Это большая величина для региона, но мы постепенно ее снижаем. Сегодня безработица составляет 4,2%, а к концу года мы должны ее снизить до 1,5%, — подчеркнула Лаврова.
В 2021 году в Новосибирской области на реализацию программы соцконтрактов предполагается направить 816 млн рублей. По расчетам Минсоцразвития региона, это позволит оказать поддержку более 8 тысячам получателей. Для сравнения: за весь период действия программы — с 2010 по 2020 годы — помощь получили около 12 тысяч человек, из них 10 тысяч — семьи с детьми. В 2020 году бюджет программы составил 52 млн рублей. Средства через соцконтракт предоставлялись на пожаробезопасность, развитие ЛПХ, создание ИП, в 2020 году — на поддержку в трудной жизненной ситуации, приобретение школьной одежды и топлива.
В планах министерства в 2021 году — заключить более 4,5 тысячи социальных контрактов на сумму 289,7 млн рублей по поиску работы и 1000 социальных контрактов на сумму 259 млн рублей по индивидуальному предпринимательству.
Телефон горячей линии министерства труда и социального развития Новосибирской области 8-800-100-00-82
Соцконтракт на открытие ИП – помощь государства для выхода из тяжелой жизненной ситуации
В 2021 году размер максимальной выплаты государственной социальной помощи (ГСП) на основании социального контракта на открытие своего дела составляет не более 250000 рублей.
Такая поддержка оказывается малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам для выхода из кризисной ситуации. Напомним, что право на ГСП на основании соцконтракта имеют жители Краснодарского края, доход которых ниже прожиточного минимума. При этом обязательна регистрация по месту жительства в регионе, гражданство РФ.
Важно! При обращении за ГСП на основании соцконтракта на открытие своего дела заявитель не должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Период предоставления такой помощи – не более чем 12 месяцев.
В результате реализации социального контракта:
заявитель должен быть зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
должны повыситься доходы семьи (или одиноко проживающего лица) по истечению срока действия контракта.
Добавим, что социальный контракт – это не выплата, а специальный договор. Его заключает представитель нуждающейся семьи (или одиноко проживающий гражданин) и орган соцзащиты (УСЗН). Средства соцконтракта можно использовать только на мероприятие, указанное в программе социальной адаптации заключенного контракта. В 2021 году это 4 мероприятия:
ведение личного подсобного хозяйства,
открытие индивидуальной предпринимательской деятельности,
Подробная информация о предоставлении ГСП на основании социального контракта размещена на официальном сайте министерства труда и социального развития Краснодарского края (sznkuban.ru), в разделе «Меры социальной поддержки/ Меры социальной поддержки иным категориям граждан, в том числе малоимущим».
Примерная программа социальной адаптации в рамках соцконтракта по мероприятию «открытие ИП»
1. Прохождение обучения по навыкам предпринимательской деятельности.
2. Получение консультации по вопросам организации ИП.
3. Приобретение основных средств для осуществления ИП.
4. Регистрация (постановка на учет) в установленном законодательством РФ порядке для осуществления ИП.
5. Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим обучение по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Если гражданин или члены его семьи – все, проживающие совместно, связанные родством или свойством, получили в центре занятости населения единовременную финансовую помощь на открытие бизнеса (юридическое лицо, ИП, КФХ), то он не может претендовать на предоставление социальной помощи на основании социального контракта на открытие ИП!
Обязанности гражданина, с которым заключен соцконтракт на мероприятие «открытие ИП»
Получатель соцконтракта должен:
встать на учет в территориальном органе ФНС в качестве ИП или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
представить в УСЗН документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в ФНС (смотри пункт выше);
приобрести в период действия соцконтракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15% назначаемой выплаты), необходимые для осуществления ИП, и представить в УСЗН подтверждающие документы;
в случае прекращения деятельности ИП по собственной инициативе во время действия социального контракта вернуть в полном объеме денежные средства в срок не позднее 30 дней со дня прекращения ИП.
Во время действия соцконтракта:
гражданин каждый месяц отчитывается в выполнении программы социальной адаптации, а за 40 дней до окончания соцконтракта представляет итоговый отчет;
УСЗН ежемесячно, в течение 12 месяцев проверяет факт осуществления гражданином предпринимательской деятельности.
Когда действие соцконтракта окончено:
до 10-го числа 4-го месяца гражданин предоставляет сведения о своих доходах (доходах семьи) за 3 месяца, следующих за месяцем прекращения действия соцконтракта;
УСЗН в течение 12 месяцев проверяет факт осуществления гражданином предпринимательской деятельности.
Документы, необходимые для получения ГСП на основании соцконтракта на мероприятие «открытие ИП»
1. Заявление установленной формы, в котором указывается:
доходы всех членов семьи (проживающих совместно, связанных родством или свойством) за последние 3 месяца перед месяцем обращения,
согласие всех совершеннолетних трудоспособных членов семьи на заключение социального контракта и на проверку представленных сведений.
3. План расходов денежной выплаты на основании социального контракта с указанием планируемых мероприятий, сроков их реализации и расчета финансовых затрат, требуемых для их выполнения.