как проверить экспортную декларацию евросоюза

EX1 и MRN,EORI как проверить закрыта или нет EX1

Про EORI

Для того, чтобы заниматься внешнеэкономической деятельностью (импортировать товары из стран, не являющихся членами Евросоюза, или экспортировать их туда), европейская компания должна иметь EORI код.
EORI расшифровывается как Economic Operator Registration and Identification и представляет собой систему регистрации и идентификации хозяйствующих субъектов в Евросоюзе. В рамках этой системы каждому субъекту ВЭД присваивается код, состоящий из аббревиатуры страны (например, «GB» для Великобритании) и номера, который должен использоваться при осуществлении всех таможенных сделок и операций на территории ЕС. Однажды получив EORI код, фирма использует его для всех своих импортных и экспортных поставок.
Проверить EORI код контрагента можно на сайте Еврокомиссии. Главное, чтобы он был действителен, т.е. «valid». При этом может отображаться полная информация о хозяйствующем субъекте (его наименование, адрес), а может не отображаться никакой, не удивляйтесь этому. На скриншотах вы видите результаты проверки EORI кодов французской и польской компаний, оба кода действительны.

как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть фото как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть картинку как проверить экспортную декларацию евросоюза. Картинка про как проверить экспортную декларацию евросоюза. Фото как проверить экспортную декларацию евросоюза

как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть фото как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть картинку как проверить экспортную декларацию евросоюза. Картинка про как проверить экспортную декларацию евросоюза. Фото как проверить экспортную декларацию евросоюза

Про EX1

EX1 – это экспортная таможенная декларация. Такая декларация должна оформляться на груз европейского происхождения, который вывозится за пределы Евросоюза. Декларация оформляется отправителем или экспедитором, который имеет на это полномочия. Отметим, что EX1 может оформляться как от имени грузоотправителя, так и от имени продавца (бывает, что это разные европейские компании). Для простоты будем пользоваться словом «отправитель».
Если EX1 оформляет экспедитор, ему понадобится предоставить доверенность от отправителя. Доверенность может оформляться в произвольной форме (но обычно экспедитор предоставляет свой образец) и должна содержать реквизиты отправителя (в том числе EORI код) и экспедитора, а также их контактные данные. Доверенность заверяется печатью и подписью ответственного лица отправителя. Она может быть разовой, постоянной или действительной до какого-то определенного срока. Оригинал доверенности должен находиться у экспедитора (на практике этим условием довольно часто пренебрегают).
Если необходимо организовать перевозку с условием, что EX1 будет оформлять не отправитель, а экспедитор, следует заранее уточнить EORI код отправителя, чтобы потом не оказалось, что эта фирма впервые осуществляет внешнюю поставку и не зарегистрирована должным образом в таможенных органах, т.е. не имеет EORI кода. Процесс регистрации может занять некоторое время, вряд ли перевозчик обрадуется такому вынужденному ожиданию. Для получения EORI компании необходимо обратиться в таможенные органы своей страны, там подскажут алгоритм дальнейших действий. Сама процедура и длительность регистрации могут отличаться в разных странах.
Если вы оказались в ситуации, когда уточнить EORI код не у кого, но вы нашли VAT номер отправителя (аналог УНП, можно попробовать найти его в инвойсе отправителя или в интернете), попробуйте подставить впереди буквы страны регистрации, а вместо недостающих цифр в конце – нули. Возможно, полученная комбинация и окажется искомым EORI кодом. VAT номер с EORI кодом совпадают часто, но не всегда. Также можно попробовать найти EX1 по предыдущим поставкам, обычно в правом верхнем углу графы 2 («Отправитель/Экспортер») указывается EORI номер.

как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть фото как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть картинку как проверить экспортную декларацию евросоюза. Картинка про как проверить экспортную декларацию евросоюза. Фото как проверить экспортную декларацию евросоюза

Про MRN

MRN (Movement Reference Number, дословно – «идентификационный номер перевозки») – это буквенно-цифровой код, состоящий из 18 знаков. Номер MRN присваивается каждой таможенной декларации и служит для ее идентификации. В номере MRN указывается страна, в которой была открыта декларация, например, SI (в Словении), DE (в Германии). Номер сопровождается штрих-кодом и проставляется в правом верхнем углу декларации. При сканировании штрих-кода на таможне отображается вся необходимая информация.

как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть фото как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть картинку как проверить экспортную декларацию евросоюза. Картинка про как проверить экспортную декларацию евросоюза. Фото как проверить экспортную декларацию евросоюза

На экспортируемые из Евросоюза грузы, как вы уже знаете, оформляются экспортные декларации EX1. Проверить статус конкретной экспортной декларации (где и когда она была открыта и закрыта, была ли она просрочена или отменена) по номеру MRN можно в соответствующем разделе на сайте Еврокомиссии. Эта система работает для любой экспортной декларации Евросоюза, не зависимо от того, в какой стране было произведено таможенное оформление груза.
Например, введя номер экспортной декларации 15DE460518915011E6, мы увидим, что она была оформлена 4 июня 2015 года в Германии, а 10 июня декларация была закрыта, т.е. груз покинул Евросоюз.

как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть фото как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть картинку как проверить экспортную декларацию евросоюза. Картинка про как проверить экспортную декларацию евросоюза. Фото как проверить экспортную декларацию евросоюза

Почему сайт не находит мой номер MRN?

Мы часто получаем такой вопрос в письмах и решили дополнить статью своим ответом.

Иногда вы вводите свой номер MRN, а система пишет «No information found that satisfies the request.», т.е. такого номера MRN в системе нет. Почему так может быть?

Что делать в таком случае?

Советуем своевременно отслеживать закрытие EX1 по грузам, т.к. «по горячим следам» решить вопрос гораздо легче, чем через год-два, когда внезапно понадобится подтвердить факт экспорта, а вы уже плохо помните, о чем вообще речь.

как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть фото как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть картинку как проверить экспортную декларацию евросоюза. Картинка про как проверить экспортную декларацию евросоюза. Фото как проверить экспортную декларацию евросоюза

Также для подтверждения экспорта можно предоставить копию CMR с отметками о получении груза; копию таможенной декларации, подтверждающей, что данный груз поступил в страну за пределами ЕС и был растаможен; письмо грузополучателя и(ли) перевозчика, в котором подтверждается, что груз был получен/вывезен. Но данные доказательства «вторичны», и лучше не злоупотреблять таким методом подтверждения экспорта.

Источник

Как проверить экспортную декларацию Евросоюза

На практике такой вопрос возникает довольно часто и, дабы уберечь себя от сюрпризов, импортеры вынуждены страховаться.

Итак, EX1 –таможенная декларация Евросоюза, оформляемая на вывозимые товары, страной происхождения которых является член Европейского сообщества. Каждой такой декларации присваивается номер MRN (Master Reference Number) по аналогии с нашим регистрационным номером ДТ. Номер проставляется в правом верхнем углу декларации вместе с уникальным штрих-кодом. Буквенный код указывает на страну-отправителя.

На сайте Еврокомиссии по номеру MRN можно проверить статус конкретной экспортной декларации.

Если номер не найден, это не значит, что такой экспортной декларации нет. Например, в базе Евросоюза может не быть деклараций, если страна отправления и страна вывоза за пределы ЕС совпадают. Или ЕХ1 совсем свежая и еще не попала в базу. Или наоборот, совсем старая, и уже удалена из базы.

Если же товар был произведен не в странах ЕС и следует по территории стран Евросоюза транзитом, на него открывается транзитная декларация Т1, которая также имеет свой идентификационный номер MRN. После фактического вывоза Т1 закрывается, и узнать это можно также, воспользовавшись соответствующим разделом сайта Еврокомиссии.

Кроме того, в ряде случаев полезно проверить, существует ли в принципе иностранный контрагент как лицо, занимающееся экспортом. Для этого оно должно быть зарегистрировано в системе EORI (Economic Operator Registration and Identification) и получить код, состоящий из буквенного кода страны и цифр. EORI код получается компанией один раз и используется при всех ее импортных и экспортных операциях.

Проверить код EORI можно также на сайте Еврокомиссии.

Источник

Экспортная декларация (EX-1)

В рамках доставки грузов по внешнеторговым контрактам Экспортная декларация является основным таможенным документом, описывающим экспортируемые товары и подтверждающим законность вывоза груза из страны-экспортёра. Экспортная декларация всегда привязана к продавцу (поставщику) товара.

Печать таможни на бланке таможенной декларации (а не сама декларация), является подтверждением пересечения грузом границы и важна для налоговых органов страны-производителя (поставщика) товара в первую очередь.

По условиям поставки ИНКОТЕРМС экспортную декларацию почти всегда оформляет (заполняет) представитель экспортёра (продавца). Исключение составляет условие поставки EXW, когда покупатель, или его представитель (перевозчик) забирает товар на предприятии (складе) продавца.

как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть фото как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть картинку как проверить экспортную декларацию евросоюза. Картинка про как проверить экспортную декларацию евросоюза. Фото как проверить экспортную декларацию евросоюза

Организация ВЭД

как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть фото как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть картинку как проверить экспортную декларацию евросоюза. Картинка про как проверить экспортную декларацию евросоюза. Фото как проверить экспортную декларацию евросоюза

Экспортная декларация Евросоюза

Экспортная декларация по форме EX-1 (Ex-a) — один из видов SAD (Single Administrative Document), используется в странах ЕС для экспортных, импортных и транзитных операций с грузами. Такая электронная форма декларации принята за стандарт в странах Европейского Экономического Союза (ЕЭС) с 2009 года.

Предварительная экспортная декларация оформляется представителем продавца (экспортёра) в электронном виде на общеевропейском сервере, для экспортного таможенного оформления перед вывозом товара, произведённого в европейских странах с территории ЕС.

На этапе предварительного оформления, открытия экспортной декларации таможенные органы европейской страны, в которой был продан данный товар, иногда потребуют предъявить экспортируемый груз к таможенному досмотру.

Как заполнить экспортную декларацию EX-1

Скажем сразу, в экспортной декаларации EX-1 указывается номер коммерческого инвойса, а не стоимость груза. Потому, с точки зрения здравого смысла, при наличии остальных грузосопроводительных документов, на российской таможне предъявление экспортной декларации не обязательно, но быть готовым на нашей таможне нужно ко всему.

как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть фото как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть картинку как проверить экспортную декларацию евросоюза. Картинка про как проверить экспортную декларацию евросоюза. Фото как проверить экспортную декларацию евросоюза
Идентификационный номер перевозки (MRN)

Штрих—код содержит информацию о грузе и таможне, в которой закрывалась экспортная декларация. Вся необходимая информация отображается при сканировании этого штрих кода.

Сегодня на все грузы, экспортируемые из Евросоюза (место и дата открытия и закрытия, информация о просрочке или отмене декларации), можно проверить экспортную декларацию по номеру MRN на сайте Еврокомиссии.

Закрытие экспортной декларации происходит в момент пересечения грузом границы. Для этого в таможню предоставляется печатная копия экспортной декларации индивидуальным номером экспортного отправления и уникальным штрих-кодом. Печать таможни на этом бланке позволяет поставщику товара освободиться от уплаты внутри-европейского НДС (VAT).

как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть фото как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть картинку как проверить экспортную декларацию евросоюза. Картинка про как проверить экспортную декларацию евросоюза. Фото как проверить экспортную декларацию евросоюза

Таможенное оформление грузов

Понятие «таможенная очистка» или «растаможка» подразумевает, помимо оформления и закрытия Экспортной декларации, комплекс последовательных операций проводимых для легализации груза (товара), ввозимого на территорию Российской Федерации после пересечения границы.

Регулярно выполняя заказы по доставке грузов или техническому импорту из стран Евросоюза в Россию, наша компания сочетает функции импортёра, перевозчика и экспедитора. Наши специалисты без проблем обеспечат грамотное и быстрое таможенное оформление груза.

как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть фото как проверить экспортную декларацию евросоюза. Смотреть картинку как проверить экспортную декларацию евросоюза. Картинка про как проверить экспортную декларацию евросоюза. Фото как проверить экспортную декларацию евросоюза

Автомобильные грузоперевозки

Доставка грузов автомобильным транспортом
в любую точку России и континента.

Ответственность наших экспедиторов застрахована!

Услуги транспортной компании

Международные грузоперевозки

Доставка грузов из стран СНГ, Азии, Балтии, Восточной Европы и Евросоюза.

Источник

Как малому бизнесу продавать товары за границу

Базовые знания для начинающего экспортера

Более 10 лет я занимаюсь импортом и экспортом.

Я работал в мелких и крупных производственных фирмах — в отделах продаж и внешнеэкономической деятельности. Мы продавали за границу мебель, строительные материалы, косметику, товары для дома и продукты питания. Отправляли грузы в Европу, страны СНГ и Средней Азии, Китай, Корею, Турцию, Иран и Египет. Доставляли товары фурами, поездами, морскими судами и самолетами.

Расскажу, как малому бизнесу найти покупателей за рубежом, правильно оформить документы, промаркировать товар, пройти экспортные и импортные таможенные процедуры.

Как согласовать и зафиксировать условия сделки

Продавец и покупатель во время переговоров обсуждают условия сделки и фиксируют их в договоре, который называется контрактом. Обычно за оформление контракта отвечает продавец — то есть экспортер.

Расскажу о существенных условиях экспортной сделки, которые необходимо согласовать с покупателем и отразить в контракте.

Стороны сделки. Обычно у экспортной сделки две стороны: российский поставщик и зарубежный покупатель. Причем покупателем может быть как компания, так и физлицо.

Бывают более сложные сделки, когда товар поставляется не напрямую покупателю, а в грузовой терминал аэропорта, логистическому оператору или на склад посредника. Тогда в контракте надо указать, что покупатель и фактический получатель — это разные лица.

Допустим, по документам продавец обязан передать груз покупателю, но по факту его принимает посредник, который даже не упомянут в контракте. Это создает следующие сложности:

Предмет контракта. Укажите, что именно вы продаете иностранному партнеру. Для этого в тексте контракта опишите:

Некоторые недобросовестные компании проворачивают такой фокус: получают товар, забирают к себе на склад, а потом оспаривают его тип и качество, требуют провести уценку. Продавец ждет денег за поставку, а вместо этого получает претензию: «Вы привезли не то, о чем мы договаривались. Так что заплатим на 40% меньше». Поэтому не жалейте букв: чем подробнее описание, тем безопаснее сделка.

Количество товара и тип упаковки. Обязательно указывайте размер партии — в штуках, килограммах, тоннах или литрах. Пропишите в контракте, как будет расфасован и упакован товар, чтобы для покупателя не было сюрпризов.

Сумма контракта и цена единицы товара. В международных сделках важно договориться и зафиксировать:

Например, вы прописали цену в рублях, но покупатель расплатится чешскими кронами. Тогда нужно указать, что валютой контракта признается российский рубль, покупатель оплачивает товар в чешских кронах по официальному курсу ЦБ РФ на день оплаты.

Осторожно: валютный контроль

Мы уже писали, что такое валютный контроль и как он работает. Если кратко, то внешнеэкономические сделки иногда маскируют вывод денег из страны. Поэтому государство поручило банкам следить за такими операциями.

Чем крупнее экспортная сделка, тем серьезнее контроль. Например, если сумма превышает 6 млн рублей, то контракт нужно регистрировать в банке, где открыт ваш валютный счет. Банк берет крупные контракты на карандаш: присваивает им уникальный номер, следит за сроками платежей и поставок.

За нарушение валютного законодательства предусмотрены санкции. Чтобы не получить штраф, советую заранее обратиться в свой банк и узнать, какие документы нужны и куда их подавать.

Условия и сроки оплаты — в каком порядке покупатель вносит платежи, сколько будет этапов оплаты, есть ли предоплата или отсроченный платеж. В контракте необходимо указать, как выставляется платеж: обычно это делается на основании документа, который называется инвойсом.

Если предусмотрены авансовые платежи, то нужно прописать порядок и сроки их возврата. Это условие пригодится, если поставка сорвется.

Условия поставки согласовывают с помощью базисов Инкотермс — мы уже подробно рассказывали о них. Кратко повторю матчасть. Базисы распределяют права и обязанности сторон сделки, а также фиксируют момент перехода ответственности за товар от продавца к покупателю.

Каждый базис — готовый комплект из условий поставки. Покупателю и продавцу не нужно обсуждать и прописывать в контракте каждую деталь, достаточно выбрать один подходящий комплект.

Базисы разбиты на четыре группы — по мере нарастания обязанностей продавца. Например, в группу E входит один базис — EXW. Это самовывоз, когда покупатель приезжает к продавцу и забирает товар. После этого считается, что продавец уже выполнил свои обязанности.

Группа F не такая вольготная для продавца: он должен обеспечить прохождение экспортных таможенных процедур, но доставка все равно на покупателе.

Базисы группы С предусматривают, что продавец организует доставку, но отвечает за груз только до тех пор, пока не передаст его перевозчику.

Группа D — самая сложная для продавца: на нем почти все риски и обязанности. Например, базис DDP — это поставка под ключ. Если выберете его, то вам придется:

Есть несколько редакций базисов: их выпускают каждые 10 лет. Каждая следующая версия не отменяет предыдущую, поэтому можно выбрать базис из любой редакции.

Базис поставки нужно прописать и в контракте, и в инвойсе. Например, запись может выглядеть так: EXW Beijing China (Incoterms 2020). Здесь:

Срок поставки можно указать в привязке к дате заключения контракта или ко дню получения авансового платежа. Второй вариант безопаснее для экспортера: нет денег — нет поставки.

Условия приемки товара. Этот пункт особенно важен в случае с поставками без предоплаты. Если не прописать условия приемки товара, то покупатель сможет уклоняться от оплаты, ссылаться на брак и требовать скидку.

Я работал в российской компании, которая фурами поставляла фанеру и строительные плиты в Чехию и Польшу. Мы всегда фиксировали в контракте, что 5% листов могут быть повреждены при перевозке и перегрузке: это неизбежно. Даже при этом хитрые чехи и поляки каждый раз пытались списать в брак хотя бы несколько листов и требовали уценки. Но безуспешно: нас защищали условия контракта.

Мы наотрез отказались и ответили: «Не уверены — не берите». В итоге нашли компромисс: снизили цену, но договорились о предоплате. Товар отправили во Францию в конце февраля — кто знает, чем бы все закончилось, если бы покупателю удалось протащить свою формулировку.

В разделе об ответственности сторон советую прописывать одинаковую пеню для продавца и покупателя — 0,01% от стоимости груза за каждый день просрочки исполнения обязательств.

Рассмотрение споров. При согласовании контракта хочется верить, что все будет хорошо и судиться не придется. Однако важно предусмотреть даже самые негативные варианты развития событий и подстраховать себя на этот случай.

Срок действия контракта. Традиционно контракт поставки заключают на год, но делают приписку «до полного исполнения сторонами своих обязательств».

Реквизиты сторон сделки с наименованием банков, адресами и способами связи.

Рекомендую зафиксировать в контракте адреса электронной почты продавца и покупателя, с которых вы будете переписываться и обмениваться электронными версиями документов. Обязательно укажите ФИО, название должности и номер телефона человека, который от лица иностранного партнера будет присылать заказы и принимать товары.

Все общение и переписку старайтесь сохранять. В международных сделках что угодно может пойти не так — тогда вам понадобятся доказательства. Это особенно важно, если вы работаете с теми государствами, где присутствует «философский взгляд» на обязательства.

Например, российский поставщик подписал контракт с иностранным покупателем. Но при реализации сделки возникает множество вопросов, которые нужно оперативно решать: по срокам отгрузки заказов, оформлению документов, конфигурации и очередности загрузки товара в контейнер, изменению упаковки и тары.

Российский поставщик обсуждает эти вопросы с представителями покупателя. А потом вдруг оказывается, что договоренности не имеют силы, так как эти люди не вправе были принимать решения. В худшем случае выясняется, что переписка велась с посторонним человеком, мошенником или разгильдяем.

Статьи в интернете не заменят эксперта

Например, раньше внешнеэкономический контракт можно было скачать в интернете и заполнить. Но сделки становятся все сложнее и запутаннее, а покупатели — все «мудрее». Поэтому обязательно консультируйтесь с юристом и не пользуйтесь универсальными шаблонами. Описывайте в документе все ситуации, которые могут возникнуть при передаче груза и таможенных процедурах, распределяйте риски и обозначайте пределы ответственности. Помните, что своя специфика есть у каждого товара, способа транспортировки, схемы оплаты, отрасли и страны.

Какие документы нужны экспортеру

Перечень документов зависит от выбранного базиса. Для поставки на условиях базисов групп E и F нужен контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная и декларация на товары — ДТ.

Инвойс — это счет на оплату. На основании этого документа покупатель перечисляет деньги продавцу. Инвойс содержит:

Если выставляете инвойс покупателю из Европейского союза, то старайтесь указывать в нем код HS. Это цифровое обозначение товара, которое помогает однозначно определить, что именно вы продаете.

Harmonized System, HSPDF, 207 КБ

Коды HS — это аналог наших кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, сокращенно ТН ВЭД. Товарная номенклатура — это специальный справочник, где каждому виду продукции присвоен код. Например, код ТН ВЭД для шоколадных конфет с начинкой — 1806 90 310, а без начинки — 1806 90 390.

Упаковочный лист составляется на каждую партию отгружаемого товара. В этом документе фиксируются:

На основании упаковочного листа перевозчик рассчитывает стоимость транспортировки.

Транспортный документ — это доказательство, что перевозчик принял груз от продавца и пообещал доставить его покупателю. Название и форма этого документа зависят от вида транспорта. Например, если груз доставляется по морю, то составляется коносамент, если поездом — железнодорожная накладная международного сообщения, она же SMGS, если на фуре — международная товарно-транспортная накладная, сокращенно CMR.

За оформление транспортного документа отвечает перевозчик.

Декларация на товары, ДТ. Во всех базисах, кроме EXW, именно продавец отвечает за декларирование товаров на российской таможне.

Есть три способа подать ДТ:

Задекларировать товары на экспорт проще, чем на импорт: как правило, нет таможенных пошлин, а ставка НДС нулевая. Причем таможенная стоимость вывозимых товаров обычно не контролируется, а значит, не придется доказывать инспекторам, что цена справедлива.

Дополнительные документы. Обязательно уточните у иностранного покупателя, какие документы еще нужны. Например, он может запросить:

Если вы продаете товар на условиях базиса группы C или D, то в ваши обязанности входит доставка. В этом случае могут потребоваться дополнительные документы, например договор с перевозчиком и справка о размере транспортных расходов. Такую справку иногда запрашивает таможня в стране покупателя.

Как экспортеру маркировать товары

Мы уже рассказывали о системе обязательной маркировки кодами Data Matrix, которая действует в России. Вот на что она распространяется:

Производители обязаны маркировать товары из этого списка, даже если собираются продавать их только за границей. Для разных видов продукции есть отдельные правила, которые прописаны в постановлениях правительства. Например, требования к маркировке табачной продукции указаны в постановлении № 224 от 28.02.2019, а шин — в постановлении № 1958 от 31.12.2019.

Если товар подлежит обязательной маркировке, то информацию о ней нужно внести в декларацию. Таможенные инспекторы могут проверить маркировку: если найдут нарушения, то груз не выпустят.

Внутрироссийский код Data Matrix не интересует зарубежного покупателя: ему важно, чтобы маркировка соответствовала требованиям его государства.

Например, маркировка товаров в Евросоюзе должна содержать такие сведения:

ст. 19 регламента № 1223/2009 «О косметической продукции»PDF, 453 КБ

Вся информация приводится на языке той страны, куда ввозится товар. В некоторых государствах распространено несколько языков — это важно учитывать при маркировке.

Допустим, вы экспортируете партию шампуня в Чехию. Тогда на каждую упаковку и бутылочку шампуня стоит наклеить этикетку на чешском и немецком языках. На ней укажите состав ингредиентов в процентном соотношении, способ применения, предостережение для детей, условия хранения, срок годности и адрес уполномоченного лица — так называемого Responsible Person — в стране Евросоюза.

Если поставляете товары в Южную Корею, то оформляйте этикетку на корейском и английском. Для стран ЕС подходит комбинация национального языка с немецким или английским. В государствах Северной Европы распространен шведский — его можно использовать в качестве второго языка.

Чтобы сделать корректный перевод, советую обратиться к профессиональному переводчику. Если все же решите обойтись своими силами, то хотя бы предварительно покажите макет этикетки покупателю. Не стесняйтесь просить о помощи: покупатель найдет ошибки и подскажет, какой информации не хватает.

Экспортер успел переделать этикетки. Но если бы ошибка обнаружилась после отправки, то все закончилось бы большими финансовыми потерями. Пришлось бы возвращать партию в Россию либо размещать товар на транзитном терминале в ЕС и оплачивать маркировку по европейским ценам.

Как оформить разрешительные документы на товар

Экспортный контроль мягче импортного: государство больше беспокоится из-за качества и безопасности ввозимых товаров, ведь ими будут пользоваться местные потребители.

Для экспорта большинства товаров народного потребления вообще не нужно документально подтверждать их качество и безопасность. Это, например:

В таком случае вы просто заключаете сделку с иностранным контрагентом, оформляете экспортную таможенную декларацию и представляете российской таможне базовый пакет документов: контракт, инвойс, упаковочный лист и транспортную накладную.

Если вы экспортируете продукцию животного или растительного происхождения, то дополнительно могут потребоваться ветеринарные или фитосанитарные сертификаты. Эти документы запрашивают не на таможне, а в пунктах пропуска на границе.

Еще бывают товары двойного назначения, которые могут использоваться в военных целях. К таким товарам применяют дополнительные меры экспортного контроля.

А вот с ввозом товаров в страну назначения бывают сложности. На примере Евросоюза расскажу, как иностранные надзорные органы защищают местный рынок от некачественной продукции.

Вся продукция, которая ввозится в ЕС, должна соответствовать требованиям безопасности. Для разных видов товаров есть свои регламенты.

Прежде чем отправлять товар, разберитесь в системе регулирования и контроля качества в стране назначения. Советую бесплатный сервис Российского экспортного центра «Навигатор по барьерам и требованиям рынков». Он работает так: выбираете страну, а сервис показывает, какие в ней ограничения и требования к ввозимой продукции.

Вот что важно выяснить до поставки:

Не стесняйтесь обсуждать с покупателем эти вопросы и не ограничивайтесь устными договоренностями: обязательно фиксируйте в контракте разграничение ответственности и обязанностей.

Российская фирма заключила договор поставки в Финляндию трех еврофур с плитами МДФ — их используют для внутренней отделки помещений. При прохождении финской таможни возникли сложности: таможенный комиссар потребовал документы с информацией о материалах, химическом составе клея, способе производства и сертификации производителя по системе ISO. Российскому экспортеру пришлось экстренно собирать эти документы, переводить на английский язык и высылать в Финляндию.

Другой случай. Российская компания поставляла на Украину канцелярские товары — тетради, ежедневники, глобусы, письменные принадлежности. С бумагами все было в порядке: производитель получил «дозвiл» — главный санитарный документ на ввоз. Но проблема пришла откуда не ждали: украинские таможенники досмотрели товары и обнаружили тетрадку с картой Европы, на которой Крым был отмечен как часть России. В результате товар не пустили на Украину, а на покупателя завели административное дело. Вывод: экспортеру важно учитывать национальную специфику и политические моменты.

Как происходит декларирование товара на иностранной таможне с точки зрения экспортера

Как правило, распределение обязанностей такое: вы разбираетесь с российской таможней при вывозе, а иностранный покупатель — со своей таможней при ввозе.

Но есть исключение: при использовании базиса DDP экспортер поставляет товар под ключ и отвечает за декларирование и при вывозе, и при ввозе. Если это ваш случай, то советую воспользоваться помощью посредников. Например, ввозить товары в Евросоюз удобно через эстонские фирмы-посредники. У них есть номера VAT и EORI, которые нужны для таможенного декларирования на территории ЕС. Эти посредники готовы выступить складским или таможенным хабом для вашего бизнеса.

Если вы отправляете небольшие партии товаров за границу не компаниям, а обычным физлицам, то декларирование на таможне — как отечественной, так и иностранной — возьмет на себя курьерская служба. Нужно только предоставить ей полный пакет документов и доплатить за услугу: в большинстве случаев это обойдется в 10—12 тысяч рублей.

Расскажу про некоторые нюансы декларирования, которые полезно знать экспортеру.

Документы по транспортным расходам. Допустим, продавец поставляет товар на условиях базиса группы C или D, то есть берет на себя доставку.

Сначала груз привезут в транзитный терминал для прохождения таможенных процедур. Если компания-перевозчик не из Евросоюза, то у продавца могут потребовать документы, которые подтверждают транспортные и страховые расходы.

Причем эти документы должны быть переведены на язык той страны, куда прибыл груз. Особых проблем здесь нет: транспортные расходы легко подтвердить договором с перевозчиком и счетами на оплату. Нужно только заранее подготовить документы, чтобы не затягивать таможенные процедуры.

Право продавца заниматься международной торговлей. Если по условиям сделки вы отвечаете за доставку, то до подписания контракта нужно выяснить, зарегистрирован ли покупатель в качестве участника внешнеэкономической деятельности.

Например, в Европе факт регистрации подтверждает код EORI — запросите его у покупателя и проверьте через специальный сервис. А в Китае, чтобы заниматься международной торговлей, надо получить лицензию участника ВЭД. Есть способ проверить китайского покупателя: попросите его продемонстрировать любую таможенную декларацию, которую он когда-либо подавал. Если у него нет лицензии, то и показать декларацию он не сможет.

Если не проверить контрагента, можно попасть в неприятную ситуацию. По условиям базисов групп С и D доставку организует экспортер. Вот он привез товар, а выгрузить или передать на терминал не может: товар не принимают, поскольку покупатель не зарегистрирован как участник ВЭД. В результате транспортное средство стоит с грузом, а перевозчик выставляет экспортеру пени за простой.

Таможенные режимы. Если вы поставляете товары по контракту, то при ввозе в ЕС ваш покупатель заявляет таможенный режим «Импорт» и оформляет таможенную декларацию.

Но бывает, что у экспортера в принципе нет покупателя: например, когда товар везут на выставку. В таком случае порядок отличается: нужно заявлять таможенный режим «Временный ввоз» — с обязательством обратного вывоза или без него. Услуги по оформлению таких деклараций оказывают европейские таможенные представители. Обычно в этих компаниях есть ребята из России, Украины или Беларуси, которые на русском языке объяснят, что и как делать.

Как найти покупателя за границей

Универсального рецепта нет, но я расскажу о способах, которыми сам пользовался.

Международные выставки. Во многих европейских столицах время от времени проходят профильные выставки. Можно выкупить стенд, привезти туда образцы товаров, презентовать их и найти оптовых покупателей.

А после мероприятия выставочные образцы можно:

В начале 2000-х годов я работал в компании, которая производила корпусную мебель. Мне поставили задачу: найти покупателей в Киеве, Минске и Кишиневе. Я ездил в командировки по этим городам, искал торгующие организации, знакомился с директорами, вел переговоры.

В Минске и Кишиневе сразу удалось договориться о поставках: покупатели посмотрели наши каталоги и приняли решение. А вот в Киеве мебелью заинтересовались, но хотели посмотреть ее вживую — не рискнули заказывать по картинкам. Тогда я выяснил, когда состоится мебельная выставка, познакомился с выставочным комитетом, забронировал и оплатил площадь в павильоне.

Мы с коллегами выбрали подходящие модели и сформировали первую партию. Наша мебель стоила дорого, поэтому не хотелось бросать ее в Киеве после выставки. При экспорте из России я указал таможенный режим «Временный вывоз» с обязательством обратного ввоза. А на Украине нанял таможенного брокера, который оформил временный ввоз с обязательством обратного вывоза. Затем нашел перевозчика и оплатил доставку мебели туда и обратно.

Расскажу еще одну историю. Пару лет назад российский производитель косметики для тела и рук решил выйти на европейский рынок, а я как раз сопровождал этот процесс.

Чтобы продемонстрировать покупателям продукцию, мы решили привезти тестовые образцы на выставку «Космопроф» в Болонье. После изучения европейских нормативных документов выяснилось: чтобы ввезти продукцию в ЕС, нужны доказательства ее безопасности.

Поэтому мы нашли европейскую лабораторию, которая согласилась нотифицировать нашу косметику — то есть подтвердить, что она соответствует требованиям безопасности. Это платная услуга, стоимость зависит от специфики товара и количества исследований — от 800 € за каждое наименование продукции.

Лаборатория запросила физические образцы косметики для изучения — мы отправили их курьерской службой. Затем оплатили исследования и через пару недель получили положительное заключение. В нашем случае оно выглядело как выписка из CPNP — реестра косметической продукции, которая разрешена к обороту на территории ЕС.

Но это был не конец: следующий этап — таможенные процедуры в Европе. Нам предстояло ввезти образцы продукции для проб и презентаций — более 200 штук каждого наименования.

Мы связались с дирекцией выставки и взяли контакты таможенных агентов, которые ее обслуживают. В итоге договорились, что агент примет и растаможит косметику, а потом выдаст ее нам прямо на выставке. Мы подготовили образцы, провели экспортные таможенные процедуры в России, передали партию перевозчику и получили уже растаможенный груз в Болонье.

Участие в выставке обошлось недешево: за 50 м² пришлось отдать 7000 €. Но оно того стоило: мы заключили несколько контрактов, распродали все образцы, завели много полезных знакомств.

Платная версия «Линкед-ина» позволяет быстро наработать базу потенциальных партнеров за рубежом. Вот как это сделать:

Способ рабочий: именно так я нашел несколько клиентов из мелкого и среднего бизнеса.

«Инстаграм». Если у вас мелкий, но уже международный бизнес, то «Инстаграм» — неплохой источник привлечения клиентов. У него есть важный плюс: можно торговать прямо со страницы.

Но, как мне кажется, для серьезных продаж он не подходит: большинство руководителей западных и азиатских компаний — консерваторы. Они предпочитают деловые встречи, контакты на выставках и переписку по электронной почте.

Кто поможет начинающему экспортеру

За поддержкой обращайтесь в Российский экспортный центр — его представительства работают во многих городах страны. Вот на какую помощь можно рассчитывать:

Обратите внимание на программу Министерства промышленности и торговли «Международная кооперация и экспорт». Она направлена на поддержку несырьевых экспортеров и позволяет компенсировать расходы на сертификацию продукции.

Рекомендую почитать телеграм-канал «Агроэкспорт», который поддерживается Министерством сельского хозяйства. В этом канале появляются свежие новости о допусках российской продовольственной продукции на зарубежные рынки, проведении сертификаций, межправительственных соглашениях о содействии продвижению российской продукции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *