как проверить право собственности на нежилое помещение
Как выбрать коммерческую недвижимость, чтобы сдавать ее в аренду
Какие документы проверить перед покупкой и на что обратить внимание
Недвижимостью считаются не только склады, офисы, кафе, но еще и земля, участки недр, самолеты и другие объекты.
Но термином «коммерческая недвижимость» обозначают именно нежилые здания и помещения. Поэтому будем говорить только о них.
Если планируете заняться арендным бизнесом, перед покупкой недвижимости важно проверить несколько моментов. Например, не в залоге ли нужное помещение, пригодно ли для планируемого использования, все ли в порядке с документами. Расскажу, как это сделать.
Курс о больших делах
Как сдавать коммерческую недвижимость
Любой из объектов коммерческой недвижимости можно продавать, покупать, дарить, передавать в наследство и сдавать в аренду.
Бизнес-модель работы с коммерческой недвижимостью может быть разной, например:
Кто может сдавать коммерческую недвижимость. Арендный бизнес — это предпринимательская деятельность, поэтому арендодателю нужно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или создать ООО.
Самозанятые могут сдавать только жилые помещения — квартиры, дома, дачи.
Кто может арендовать коммерческую недвижимость. Любое лицо — юридическое или физическое, со статусом ИП или без. Никаких ограничений в этом плане нет.
Чтобы сдавать коммерческое помещение в аренду, нужно:
Но если арендатор — физическое лицо и хочет заниматься в помещении бизнесом, то сначала нужно зарегистрировать ИП или стать самозанятым. Без этого статуса в арендованном помещении можно хранить имущество только для личных целей, например использовать как склад собственных вещей.
Расскажу подробно о каждом этапе сдачи коммерческого помещения в аренду.
Выбрать форму ведения бизнеса
Кем быть — индивидуальным предпринимателем или владельцем компании — будущий арендодатель выбирает сам. Решение будет зависеть от разных факторов. Например, как планируете вести бизнес — в одиночку или совместно с партнерами.
Стать ИП очень просто: достаточно обратиться в МФЦ или подать заявление через портал госуслуг, и вас зарегистрируют в течение трех рабочих дней.
Теоретически несколько ИП могут объединиться в простое товарищество, но на практике этот инструмент мало кто использует. Ведь «товарищи» отвечают всем своим имуществом не только за свои личные действия, но еще и за неудачные бизнес-ходы партнеров. Кроме того, всем участникам простого товарищества придется перейти на УСН «Доходы минус расходы», что неудобно для арендного бизнеса.
Если вам надоест заниматься арендным бизнесом, вы не сможете продать бизнес целиком единой сделкой. Ведь ИП — это ваш собственный особый статус, его нельзя отделить от вас как от личности. Каждый объект недвижимости и предмет инвентаря придется оценивать и продавать отдельно.
До подачи заявления на регистрацию компании нужно подготовить устав ООО и учредительный договор между участниками, если их несколько, — это потребует некоторых умений.
У ООО много плюсов в арендном бизнесе.
Но и минусов достаточно. Например, все, что касается расходов на деятельность и штрафов, компании обходится в несколько раз дороже, чем ИП.
Найти пригодное для арендного бизнеса помещение
Выбирая помещение для арендного бизнеса, учитывайте его:
Например, для модного кафе или ресторана подойдет просторное помещение на первом этаже с собственным входом с оживленной улицы. Если помещение находится в подвале, в нем плохая вытяжка и старая проводка, то это дополнительные расходы. Часть потенциальных арендаторов обустройство места оттолкнет.
Кроме таких очевидных моментов нужно еще выяснять, как можно использовать ту или иную коммерческую недвижимость. Ведь если вы станете собственником помещения, это не всегда значит, что сможете сдавать его, например, под кафе.
Сложность вот в чем: в каждом населенном пункте местные власти устанавливают, какие объекты — жилые дома, офисы, магазины, кафе — могут находиться в конкретном месте города. Например, по улице Большой могут находиться жилые дома и магазины, а офисов там быть не должно. Или наоборот, по улице Маленькой должны быть офисные и производственные помещения, жилые дома там строить нельзя.
Это правила землепользования и застройки, прописаны везде, и в крупных городах, и в маленьких поселках. Местная администрация обязана публиковать их на своем сайте.
Проверить, как можно использовать помещение, можно вот как.
Запросите выписку на здание из ЕГРН. Узнайте из выписки кадастровый номер земельного участка, на котором расположено интересующее вас здание или помещение.
Обратите внимание: заказывать нужно выписку именно на здание. Если заказать выписку на помещение, то в нужной графе будет указан кадастровый номер здания. Вам придется запросить две выписки — первую на помещение, из нее вы узнаете кадастровый номер здания, и вторую на здание.
По кадастровому номеру найдите земельный участок на Публичной кадастровой карте и посмотрите, какой вид разрешенного использования — ВРИ — там указан.
Если во ВРИ участка указано, например, «общественное питание», и это совпадает с тем, как вы собираетесь использовать здание, то дальше можно не проверять.
Если ВРИ не совпадает с желаемым использованием, то стоит узнать, можно ли присвоить участку интересующий вас ВРИ. Для этого придется изучить документы местной администрации.
Посмотрите карту градостроительного зонирования. Она есть на официальном сайте администрации города или поселения. Изучите, на какие зоны и подзоны разделен интересующий вас участок — они раскрашены разными цветами, расшифровка есть на той же карте.
Например, на карте Новосибирска красным обозначена зона ОД-1.1 — «подзона делового, общественного и коммерческого назначения…». Сейчас сайты с кадастровыми картами есть у всех населенных пунктов. Но если вдруг нет, карту можно запросить в местной администрации.
Найдите правила землепользования и застройки — это нормативный акт, который издает местный законодательный орган — городская дума или городской совет депутатов. Например, в столице действуют Правила землепользования и застройки города Москвы, принятые в 2017 году. В правилах землепользования подробно описаны зоны. Для каждой зоны указано, как можно ее использовать — основные виды использования, условно-разрешенные и вспомогательные.
Основные виды использования. Если интересующий вас вид использования указан основным, то его можно присвоить участку без дополнительных согласований.
Вы покупаете помещение и планируете сдавать его под кафе. Согласно публичной кадастровой карте, ВРИ у земельного участка под зданием — «магазины». Но по правилам землепользования в территориальной зоне, где находится здание, в списке основных видов использования есть «общественное питание».
Это значит, что вы, как собственник участка и здания, можете пойти в МФЦ и попросить местную администрацию изменить «магазины» на «общественное питание». Если землю под зданием вы арендуете у местной администрации, то сначала надо будет получить ее согласие. Как правило, получить согласие несложно, это больше формальность, чем процедура согласования.
Условно-разрешенные. Если нужный ВРИ в условно-разрешенных, то заменить, например, «магазины» на «общественное питание» получится только после сложной и длительной процедуры публичных слушаний. Результат этих слушаний непредсказуем, поэтому лучше найти более подходящее помещение.
Вспомогательные виды использования можно лишь добавить к ранее присвоенному основному или условно-разрешенному виду. Процедура будет аналогична той, когда меняют вид использования на один из основных.
Например, по статье 29 Правил землепользования и застройки Красногорска коммерческую недвижимость можно размещать в зоне О-1 — многофункциональной общественно-деловой зоне. В этой части города могут располагаться рынки, магазины, ТРЦ — всего 26 видов разрешенного использования. К ним в качестве вспомогательного вида использования можно добавить склады. Тогда арендодатель сможет сдавать помещение под магазин с полноценным складом.
Если интересующего вида использования нет в описании территориальной зоны, то присвоить его можно, только изменив сами Правила землепользования и застройки. Сделать это может только местный представительный орган, например городская дума.
Когда можно изменить вид использования зоны
Вид использования зоны | Можно ли изменить вид |
---|---|
Основной вид | Можно |
Условно-разрешенный | Можно после публичных слушаний |
Вспомогательный | Можно добавить к основному виду |
Отсутствует | Может только местный законодательный орган |
Проверьте право собственности на недвижимость
После того как нашли недвижимость, подходящую под ваши требования, проверьте право собственности на нее. Это нужно, чтобы не отдать предоплату мошеннику, который выдает себя за собственника объекта.
Документы от продавца. У продавца или риелтора запросите документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости. Это может быть:
В договоре купли-продажи, дарения и инвестиционном договоре посмотрите на цену, за которую продавали-покупали объект. Заниженная цена должна вас насторожить, так как, возможно, сделка была фиктивной.
Обратите внимание на порядок оплаты — была рассрочка или расчет был сразу. Если была рассрочка, то нужно узнать, на каких условиях, и есть ли подтверждающие платежи документы. Риск тут вот какой: если текущий собственник не полностью рассчитался по договору, предыдущий владелец может потребовать вернуть ему имущество, в том числе от последнего покупателя.
Если вы купите недвижимость, не убедившись, что она была оплачена предыдущим покупателем, ее могут вернуть первому собственнику. Суд не сочтет вас добросовестным покупателем, взыскать деньги с продавца в случае отмены сделки будет очень сложно.
Поэтому лучше запросить документ, который подтверждает, что нынешний собственник недвижимости полностью рассчитался с предыдущим, если он покупал это имущество. Таким подтверждающим документом может быть расписка, платежное поручение или квитанция.
Свидетельство о государственной регистрации права — его выдавали до 15 июля 2016 года. В свидетельстве кроме ФИО собственника посмотрите, нет ли отметки об ипотеке. Это важно, так как без согласия залогодержателя вы не сможете оформить покупку в Росреестре, а если согласие будет получено и сделка оформлена — ипотека при смене собственника сохраняется.
Безопасный вариант покупки заложенной недвижимости — за счет вашего платежа в первую очередь нужно погасить долг перед банком, а потом продавец получит остаток денег.
Еще прочитайте, что указано в «документах-основаниях» — продавец должен показать вам именно тот договор, который указан в свидетельстве.
Выписка из ЕГРН — Единого государственного реестра недвижимости о правах на объект. Информация в выписке, которую дал продавец, может быть уже неактуальной, однако даже из устаревшей выписки можно узнать кадастровый номер объекта, чтобы самостоятельно запросить свежие данные.
Поясню: данные в Росреестре обновляются каждый день, поэтому даже если продавец дал выписку недельной давности, где не было, например, ипотеки, то за неделю ипотека могла появиться. Поэтому выписки сначала следует смотреть те, которые есть у продавцов, а потом заказывать новые. Если сделку готовили долго, то выписки можно заказывать не по одному разу — например, одну в начале процесса, другую перед самым выходом на подписание.
Документы от Росреестра. На официальном сайте Росреестра закажите две выписки из ЕГРН:
Кроме того, обращайте внимание на сроки перепродажи объекта — быстрая, особенно неоднократная, перепродажа должна вас насторожить. Если одна из предыдущих сделок была незаконной — у недобросовестного приобретателя могут отобрать имущество.
Проверьте, не потенциальный ли банкрот продавец
Продавца и предыдущих собственников коммерческой недвижимости нужно проверять на предмет риска их банкротства.
Если лицо распродает имущество незадолго до своего банкротства, то сделки по продаже имущества могут быть оспорены.
Тогда недвижимость вернется к банкроту, чтобы ее можно было продать с публичных торгов, а вырученные деньги разделить между кредиторами. Покупатель может вернуть лишь небольшую часть денег либо не получить ничего, так как у некоторых кредиторов, например работников банкрота, приоритетное право на получение денег.
Так, например, в 2019 году покупателю пришлось вернуть продавцу-банкроту две АЗС, а потом оказаться в очереди среди других кредиторов на возврат денег.
Определение № 306-ЭС19-13841 от 16.12.2019PDF, 208 КБ
Есть несколько способов, как можно проверить продавца.
На сайте картотеки арбитражных дел можно узнать, возбуждено ли в отношении должника дело о банкротстве прямо сейчас. Если продавец — ИП или организация, то на этом же сайте можно увидеть, когда и какие суммы с него взыскивались по коммерческим спорам.
Если по результатам проверки вы увидите, что с продавца взыскивают суммы, сопоставимые со стоимостью недвижимости, это повод отказаться от сделки.
В базе данных судебных приставов — банке данных исполнительных производств — можно узнать, есть ли у продавца непогашенные долги. Насторожить опять же должны крупные долги, сопоставимые со стоимостью недвижимости. Если они есть, то есть и риск, что продавец обанкротится, а недвижимость у вас заберут. Посмотреть долги можно и у физического лица, например ИП, и у компании.
На сайте районного или городского суда по месту жительства продавца можно посмотреть, не участвовал ли он в спорах, не связанных с предпринимательством. Например, продавец мог задолжать банку по потребительским кредитам. Если у человека много долгов, то он тоже может объявить себя банкротом, и с большой вероятностью кредиторы будут оспаривать все сделки по выводу активов.
Если коммерческую недвижимость продает компания, то нужно провести дополнительную проверку. На сайте налоговой скачайте выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и посмотрите:
Если продавец — физическое лицо, в том числе со статусом ИП, то нужно уточнить, состоит ли он или она в браке. Если да, то нужно будет оформить нотариальное согласие супруга на сделку. Если нет согласия супруга на продажу недвижимости, то он или она может оспорить сделку.
Зарегистрируйте покупку коммерческой недвижимости в Росреестре
Договор купли-продажи недвижимости заключают письменно, то есть распечатывают бумажный договор, на котором расписываются продавец и покупатель. Договор можно заключить и электронно, если у продавца и покупателя есть усиленная квалифицированная электронная подпись — УКЭП.
Если продают долю, а не все помещение, то договор купли-продажи нужно заверить у нотариуса.
Самая важная часть покупки недвижимости — это не подписание договора и даже не расчеты по нему. По закону переход права собственности на недвижимость должен быть зарегистрирован в ЕГРН. Только тогда покупатель станет собственником помещения.
Если продавец подпишет договоры купли-продажи сразу с несколькими покупателями и со всех возьмет деньги, то собственником станет тот, кто первым успел зарегистрировать свое право в ЕГРН. Даже если остальные претенденты подписали договоры и отдали деньги раньше, решающее значение будет иметь именно дата регистрации права собственности в Росреестре.
Подавать документы на регистрацию нужно самостоятельно через Росреестр или МФЦ. Если договор заверяли у нотариуса — он передаст данные в Росреестр за вас. Присутствовать должны лично продавец и покупатель либо их представители с нотариальными доверенностями.
Обращаться к нотариусу обязательно, если покупаете не здание или помещение целиком, а долю в праве на такое здание или помещение. В остальных случаях обращаться к нотариусу можно только по желанию.
Если удостоверить сделку решили добровольно, процент будет плавающим в зависимости от суммы сделки.
Чтобы оформить сделку через МФЦ или Росреестр и не платить нотариусу, вам нужно:
Разницы между подачей заявления сразу в Росреестр или через МФЦ нет — пакет документов и пошлина одинаковые. Разве что срок оформления через МФЦ будет на пару дней дольше. В целом вы можете ориентироваться на то, куда вам удобнее приехать и где будет более удобное время для записи. Записаться на подачу документов можно через сайт госуслуг.
Помощь в составлении договора. Если вы готовите сделку сами, без помощи риелтора или юриста, и переживаете, точно ли составили текст договора, можно обратиться к нотариусу. Он составит для вас договор, отвечающий требованиям закона — за отдельную плату сверх стоимости нотариального заверения. Размер такой платы отличается у разных нотариусов, но в среднем составляет от 5000 Р за стандартный договор.
Гарантия проведения сделки. Нотариус проверит паспорта продавца и покупателя и засвидетельствует, что сделку подписали именно те люди, которые указаны в договоре. Также он подтвердит, что продавец и покупатель подписывают документы в здравом уме и полностью осознают суть и последствия сделки. Такую проверку нотариусы проводят всегда, поэтому оспаривать нотариальные сделки гораздо сложнее, чем обычные. Считается, что законность сделок проверил нотариус.
Сокращенные сроки регистрации перехода прав. Нотариус сам передаст данные в Росреестр для регистрации перехода права, продавцу и покупателю делать ничего не нужно. При этом регистрация пройдет быстрее, чем при самостоятельной подаче документов в МФЦ: от одного до трех рабочих дней против девяти рабочих дней при подаче документов самостоятельно.
Услуги депозита. Рассчитаться по сделке можно через депозит нотариуса: после подписания договора покупатель передает деньги нотариусу. Тот хранит их, пока Росреестр проверяет документы и регистрирует переход права.
После того как покупатель стал официальным собственником недвижимости, нотариус передаст деньги продавцу.
С чего начать проверку недвижимости: пошаговая инструкция
Если вы хотите, чтобы покупка недвижимости обошлась без приключений и не принесла проблем в будущем, подходите к ней ответственно. Проверяйте все нюансы: собственника, обременения на недвижимости, частоту продажи, законность планировки и т.д. Читайте в статье о том, с чего начать проверку квартиры на юридическую чистоту и как ее проводить.
Шаг 1. Узнайте, кто собственник, и проверьте его
В первую очередь нужно убедиться, с реальным ли собственником вы имеете дело. Для этого закажите выписку из ЕГРН об основных характеристиках и правах. В ней указаны данные собственников, их доли, если квартира находится в долевой собственности, и дата регистрации прав.
Получить выписку может любой желающий. Для этого нужно знать точный адрес или кадастровый номер недвижимости. Выписка ЕГРН выдается в бумажной или электронной форме — они равнозначны и принимаются госорганами, судами и банками. Бумажную выписку можно получить в отделении Росреестра или МФЦ, электронную — в специальных сервисах, например, ЕГРН.Реестр в течение 0,5 – 6 часов выдаст выписку за 200 рублей.
Важно! Заказывайте выписку самостоятельно. Продавец может предоставить вам устаревший или поддельный документ, в котором будет указана ложная информация.
Сделать это можно при помощи сервиса проверки физлиц CheckPerson (отчет со всеми проверками будет оправлен вам на почту в течение 5 минут).
Шаг 2. Проверьте наличие обременений
Наличие обременений означает, что права на имущество имеет не только собственник, но и третьи лица. Самые распространенные виды обременений: залог, арест, аренда. Информация об этом содержится в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и правах.
Покупка такой недвижки может затянуться по времени или вообще оказаться невозможной. Например, ипотека — это вид залога. Чтобы купить такую квартиру, нужно получить согласие банка и погасить либо принять на себя долг бывшего собственника. Иногда сделка оформляется по два месяца.
Арестованную недвижимость вообще нельзя купить. Такую сделку просто не зарегистрируют в Росреестре. А если вы не проявите осторожность и передадите продавцу деньги, то рискуете остаться и без денег, и без недвижимости.
Шаг 3. Восстановите историю владельцев
Это поможет узнать, кто владел недвижимостью до текущего собственника и как часто она продавалась. Информацию о всех сделках и собственниках с 1998 года или момента регистрации имущества можно получить в выписке ЕГРН о переходе прав. Как мы уже говорили выше, эту выписку тоже может получить любой желающий. Бумажную форму — в МФЦ или Росреестре, электронную — в специальных сервисах.
Если вы видите, что за последние пару лет недвижимость часто переходила к новому владельцу, проявите осмотрительность. Возможно, с ней что-то не в порядке. Спросите у владельца, созвонитесь с председателем ТСЖ/ТСН, опросите других жильцов дома и бывших собственников.
Получить ее несколько сложнее. Взять выписку может только собственник, поэтому вам желательно присутствовать при ее получении, чтобы убедиться в подлинности.
Далее нужно сопоставить данные архивной выписки и выписки из ЕГРН. Составьте таблицу, где в первом столбике будут владельцы и основания перехода прав, а во втором — регистрация этих лиц в квартире и причины снятия с учета.
Тут важно убедиться, что все лица не имеют доли по собственному желанию. Например, до 2015 года собственники могли самостоятельно выписать жильца, севшего в тюрьму. По новому законодательству после освобождения он может подать в суд и восстановить свое право на квартиру. Или нередко бывает, что ребенок не имеет доли в квартире после приватизации. В течение трех лет после 18-летия он может подать в суд и потребовать вернуть его долю или признать приватизацию недействительной.
Шаг 4. Запросите и проанализируйте правоустанавливающий документ
Этот документ позволит узнать, кто обладает правом собственности и на каком основании. Он тоже указан в выписке об основных характеристиках и правах и обозначен как «Документ-основание».
Документы могут быть разными:
Важно, чтобы документы не имели признаков подделки, а все исправления в них были заверены нотариально.
Для каждого документа нужно провести отдельную проверку. Например, в случае договора дарения квартиры, который заключен не между близкими родственниками, обязательна проверка уплаты налога. Еще рекомендуем получить нотариальное заявление о реальности сделки от обеих сторон.
Для стандартного договора купли-продажи нужно убедиться в согласии всех собственников и проверить наличие ипотеки, несовершеннолетних детей, участие материнского капитала.
Шаг 5. Проверьте законность перепланировки
Спросите у собственника, вносил ли он какие-то изменения. Возможно, вам этого не скажут, потому что не хотят или не знают. Часто текущий собственник уже купил такую квартиру и даже не задумывается о законности планировки. Поэтому проверяйте сами.
В выписке из ЕГРН есть план этажа здания с планировкой каждой из квартир, которые на нем находятся. Сравните план с тем, что присутствует фактически. Перепланировкой считается даже замена ванны на душевую кабину.
Неузаконенная перепланировка не препятствует покупке, но дает возможность снизить цену. Ведь если проверяющие найдут несоответствия, то заставят нового собственника регистрировать изменения и уплатить штраф.
Все выписки из ЕГРН для проверки квартиры можно заказать в сервисе ЕГРН.Реестр. Документ содержит только актуальные данные и заверен ЭЦП Росреестра.
Как предпринимателю проверить недвижимость перед покупкой
Денис Шашкин
Адвокат, эксперт по сопровождению бизнеса, разрешению споров в области строительства, недвижимости и арбитражных дел Юридической консалтинговой группы «Шашкин и Партнеры»
В наши дни нередко случаются ситуации, когда, купив нежилое помещение и сделав в нем ремонт, предприниматель сталкивается с судебными исками или приставами, требующими вернуть недвижимость. Часто такие случаи возникают, если продавец (человек или компания) в течение года или даже трех лет после продажи признается банкротом.
Если объект приобретается для предпринимательских целей, то проверка должна быть более детальной и тщательной. Вложить средства, сделать ремонт и через какое-то время получить иск об оспаривании сделки или возврате имущества из незаконного владения – большая проблема для предпринимателя или бизнеса, которая может подвести к банкротству и потере большего количества активов.
Чтобы быть уверенным в законности сделки и исключить юридические риски в будущем, нужно провести проверку приобретаемой недвижимости. Разберем по шагам, как это сделать самостоятельно за 30-40 минут. Данной инструкцией можно воспользоваться не только при покупке коммерческой недвижимости, но и квартиры или земельного участка.
Шаг 1. Поверяем данные об объекте недвижимости
Запросите у продавца документы — основания возникновения его прав на приобретаемый вами объект недвижимости. Это может быть один из документов:
Если приобретаемый объект недвижимости является памятником архитектуры, то стоит обратить особое внимание на охранное обязательство собственника объекта культурного наследия. В нем будут сведения о состоянии объекта и необходимых ремонтных или реставрационных работах с привлечением специализированных организаций, имеющих соответствующие лицензии.
Чтобы удостоверится в отсутствии арестов и ограничений на объект недвижимости, следует заказать выписку из ЕГРН. Это можно сделать в любом МФЦ, отделении Росреестра или на сайте Росреестра в электронном виде, заполнив несложную форму.
Сведения в документах должны соответствовать друг другу (даты и наименования документов, ФИО продавца, адреса, кадастровые номера и другие данные, идентифицирующие объект).
Шаг 2. Проверяем продавца
При проверке продавца (физического или юридического лица) следует исключить наличие в отношении него исполнительных производств, судебных споров, связанных с объектом недвижимости или взысканием, процедуры банкротства.
Если продавец — физическое лицо
2) Проверяем наличие у продавца компаний, в которых он может быть директором или учредителем (о том, зачем это нужно, ниже).
На сайте налоговой службы в разделе «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП» запрашиваем по ИНН продавца информацию.
Если физическое лицо не является учредителем или предпринимателем, то система сообщит об отсутствии данных. В противном случае, нужно будет сохранить названия и ИНН компаний для последующей проверки по картотеке арбитражного суда.
Если сведений об ИНН нет или продавец не предоставляет их, то их можно узнать по данным паспорта (можно увидеть в договоре или свидетельстве о собственности) на сайте налоговой в разделе «Узнать ИНН».
Если продавец — юридическое лицо
Проверяем на сайте налоговой службы — в разделе сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП запрашиваем по ИНН продавца сведения о компании. В полученной выписке изучаем актуальные сведения о возможной процедуре ликвидации, банкротстве, соответствии сведений о директоре и учредителях (в случае принятия решения об одобрении крупной сделки или сделки с заинтересованностью).
Шаг 3. Проверяем по базам судов
1) Проверка на банкротство
Если продавец банкрот, то сделки от его имени может совершать только арбитражный управляющий и при организации торгов, в порядке, предусмотренном законом о банкротстве. Заключение сделок без соблюдения процедуры влечет недействительность сделки и часто невозможность вернуть деньги, поскольку полученные от спорной сделки деньги могут быть потрачены или выплачены другим кредиторам, либо получены лицом, которое не имеет отношения к компании-банкроту, либо превысило свои полномочия, действуя, например, по доверенности.
На сайте арбитражного суда в регионе по месту регистрации продавца нужно ввести фамилию физического лица или наименование компании (можно сделать запрос и по ИНН, но по нему база часто выдает некорректные результаты). В первую очередь, нас интересуют дела о банкротстве в отношении запрашиваемого лица.
Если ФИО продавца нет в перечне, то можно проверить и наличие других гражданских дел с его участием: как учредителя компании или предпринимателя, а также в качестве иного лица, с которым может быть спор, для анализа возможных рисков.
При наличии сведений о банкротстве, лучше обратиться к адвокату по арбитражным делам, специализирующемуся на банкротстве, чтобы проверить сделку и предусмотреть соблюдение законности покупки.
2) Проверка на наличие судебных споров об объекте недвижимости
В первую очередь, проверяем информацию в районном суде по месту нахождения объекта недвижимости споров с участием продавца. Например, если объект находится в Кировском районе города, то это будет Кировский районный суд. Если город небольшой, то это может быть городской суд. Для поиска по картотеке суда нужно выбрать раздел «Судебное делопроизводство» и затем ввести в поле фамилию.
3) Проверка споров с участием продавца, чтобы исключить риск ареста недвижимости или признания в будущем сделки ничтожной
Если продавец — физическое лицо, то ищем информацию на сайте районного суда по месту регистрации продавца или городского суда, в разделе «Судебное делопроизводство».
Если сведений об исках к продавцу нет, то, скорее всего, данный объект супруги не делят, а также на него не претендуют другие наследники или третьи лица.
Проверить наличие споров с участием компании-продавца можно на сайте арбитражного суда, проанализировав гражданские дела и суть споров по ним. Важно исключить наличие споров именно по приобретаемому объекту недвижимости. Если дел у компании много, то придется открыть карточку по каждому и проверить, о чем спор.
Шаг 4. Проверяем кадастровый номер и расположение на публичной карте Росреестра
Кадастровый номер поможет сделать запрос о фактическом местонахождении земельного участка, квартиры, дома, строения или здания на карте. Можно проверить его кадастровую стоимость (исходя из этой стоимости впоследствии уплачивается налог на имущество, либо аренда, если арендодатель — государство).
Кадастровый номер указан в кадастровом паспорте, выписке или свидетельствах о государственной регистрации, либо выписке ЕГРН. Его следует указать на сайте публичной карты Росреестра.
Также по кадастровому номеру на сайте Росреестра можно получить справочную информацию о правах и ограничениях на объект недвижимости в режиме онлайн.
Шаг 5. Проверяем согласие супруга или одобрение учредителей для компаний
Для продавца — физического лица необходимо получить нотариально заверенное согласие супруга/супруги на продажу объекта недвижимости, чтобы впоследствии сделка не была оспорена. Факт заключения брака можно проверить по отметке в паспорте гражданина РФ на странице 14-15.
Если объект недвижимости приобретен продавцом до вступления в брак, то он является его личной собственностью и согласие супруга/супруги в таком случае не требуется.
Для юридических лиц лучше заручиться согласием на совершение сделки учредителя или собрания учредителей, если для компании сделка окажется крупной, либо с так называемой заинтересованностью.
Выгодный расчетный счет для бизнеса за 20 минут!
Шаг 6. Составляем грамотный договор
Грамотный договор — гарантия того, что спустя несколько лет сделка не будет признана ничтожной или недействительной. Наиболее важными пунктами при заключении договора купли-продажи недвижимости являются: