как снизить пени по налогам
Как компаниям удается избежать уплаты пеней по налогам или снизить их размер
«Российский налоговый курьер», 2013, N 4
Одним из способов обеспечения обязанности налогоплательщика по уплате налогов является начисление пеней, которые необходимо уплатить в случае погашения налоговых обязательств в более поздние сроки, чем это установлено законом (п. 1 ст. 75 НК РФ, см. также врезку ниже). Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П и Определении от 04.07.2002 N 202-О указал, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налогов в установленный срок. Особенность пеней в том, что такие суммы не признаются мерой налоговой ответственности (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41 и ВАС РФ N 9 от 11.06.1999, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.02.2008 N Ф08-42/08-24А).
Буква закона. По мнению судов, день уплаты налоговой задолженности не включается в расчет пеней
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законом днем уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).
По мнению ФНС России, начисление пеней прекращается на следующий день после дня фактического погашения задолженности по уплате налоговых платежей (Разъяснения от 28.12.2009 «По вопросам использования Online-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика»).
Однако арбитры считают, что день уплаты задолженности не включается в расчет пеней (Определение ВАС РФ от 04.07.2012 N ВАС-8069/12, Постановления ФАС Восточно-Сибирского от 15.03.2012 N А19-15092/2011 и от 15.03.2012 N А19-14886/2011, Северо-Западного от 10.05.2011 N А66-9837/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 22.08.2011 N ВАС-10808/11) и от 14.12.2005 N А13-16890/04-21 округов).
На практике есть способы, с помощью которых компаниям удается избежать начисления пеней или уменьшить их сумму. Так, компании самостоятельно обнаруживают ошибки в требовании об уплате налога, в котором также указаны соответствующие суммы пеней, и оспаривают такой документ в суде. Другие компании приводят довод о том, что следовали официальным разъяснениям чиновников (см. также врезку на с. 77). Зачастую возникают споры и по вопросу правомерности начисления пеней при наличии у компании переплаты, а также если недоимка, на которую начислены пени, возникла за пределами проверяемого периода.
Примечание. В некоторых случаях пени не начисляются в силу закона
В п. 3 ст. 75 НК РФ перечислены обстоятельства, при наличии которых налогоплательщик освобождается от уплаты пеней. Так, пени не начисляются, если:
Ошибки в требовании об уплате налога позволяют компаниям в суде признать его недействительным и избежать уплаты пеней
Компания вправе самостоятельно исчислить и уплатить в бюджет пени. Это позволит избежать штрафов при подаче уточненной налоговой декларации (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).
Но чаще о необходимости уплаты пеней налогоплательщик узнает из требования об уплате налога, выставленного контролерами в его адрес (п. 4 ст. 69 НК РФ). В этом случае компания не только погашает налоговую задолженность, но и уплачивает причитающуюся сумму пеней в установленный требованием срок. Иначе эти суммы налоговики взыщут в принудительном порядке (ст. ст. 46 и 47 НК РФ). Ведь положения, предусмотренные для требований об уплате налогов, распространяются также и на требования об уплате пеней (п. 8 ст. 69 НК РФ).
Практика показывает, что суды зачастую признают требования об уплате налога и причитающейся суммы пеней недействительными, в частности, если:
Таким образом, если требование об уплате налога суд признает недействительным, то и пени, указанные в этом требовании, компании уплачивать не придется.
Примечание. Суды зачастую признают требование об уплате налога и пеней недействительным, если оно выставлено повторно.
Компания не всегда сможет избежать начисления пеней, если налоговая задолженность возникла в результате выполнения письменных разъяснений чиновников
Если организация руководствовалась письменными разъяснениями официальных органов (Минфина или ФНС России), то при возникновении налоговой недоимки или совершении иного налогового правонарушения в результате применения таких рекомендаций налоговики не вправе привлечь компанию к ответственности (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Согласно п. 8 ст. 75 НК РФ на недоимку, образовавшуюся в результате выполнения разъяснений чиновников, пени также не начисляются (см. врезку на с. 79). При этом важно помнить, что такие письменные разъяснения должны быть даны налогоплательщику после 31 декабря 2006 г. (п. 7 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ и Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.07.2009 N Ф04-3837/2009(11914-А45-19)). Однако здесь есть нюансы.
Из истории. Уведомление налоговиков о правомерности применения УСН спасало налогоплательщиков от пеней и ответственности
До 1 октября 2012 г. для перехода на «упрощенку» налогоплательщик должен был представить контролерам соответствующее заявление. После чего налоговики высылали обратное уведомление, подтверждающее их осведомленность.
По мнению Минфина России, применение спецрежима на основании уведомления налогового органа исключало вину налогоплательщика и освобождало от уплаты штрафов, но не пеней (Письмо от 31.05.2011 N 03-11-06/2/84). Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского от 19.07.2012 N А45-13601/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 20.09.2012 N ВАС-11658/12) и Московского от 21.06.2012 N А40-60726/10-111-333 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 18.07.2012 N ВАС-8432/12) округов.
Однако есть решения, в которых уведомление контролеров о правомерности применения «упрощенки» суды признавали разъяснениями, освобождающими от уплаты пеней (Постановления ФАС Поволжского округа от 15.11.2011 N А72-942/2011, от 18.10.2011 N А72-731/2011 и от 06.10.2011 N А72-730/2011).
Сейчас переход на «упрощенку» происходит в уведомительном порядке (п. 1 ст. 346.13 НК РФ), инспекторы не высылают налогоплательщику документ, подтверждающий их осведомленность о переходе на спецрежим. Значит, одностороннее уведомление налогоплательщика вряд ли избавит компанию от пеней.
Налогоплательщик не освобождается от уплаты пеней, если разъяснения официальных органов были адресованы не ему, а сторонней организации. На это указал Минфин России в Письме от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138. Однако некоторые суды признают письма финансового ведомства, находящиеся в общем доступе (размещенные в справочно-правовых системах и опубликованные в СМИ), разъяснениями, следуя которым компания может избежать начисления пеней (Постановления ФАС Дальневосточного от 05.03.2012 N Ф03-379/2012, Северо-Западного от 18.04.2012 N А42-4511/2011 и от 22.02.2011 N А05-6652/2010 округов).
Пени не начисляются на недоимку, возникшую при перечислении налога по реквизитам, полученным от налоговиков в письменном виде. В Письме от 09.02.2007 N 03-02-07/1-60 Минфин России отметил, что уведомление налогоплательщика о реквизитах (изменении реквизитов) счетов Федерального казначейства и об иных сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджет (предусмотрено Приказом ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-10/776@), является письменным разъяснением. Следовательно, его выполнение исключает начисление пеней на сумму недоимки и вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
Пени не начисляются при наличии у компании переплаты, которую можно зачесть в счет погашения недоимки
О порядке проведения зачета и возврата переплаты см. также в статье «Схема действий при выявлении переплаты по налоговым платежам» этого номера на с. 92.
Соответственно, если у компании имеется переплата, достаточная для погашения существующей недоимки, то формально задолженность будет отсутствовать. Ведь после проведения зачета бюджет не понесет каких-либо потерь.
Однако зачесть переплату в счет имеющейся недоимки можно не всегда. Так, Минфин России в Письме от 26.04.2011 N 03-02-07/1-141 уточнил, что НК РФ не ограничивает осуществление зачета соответствующих видов налогов между федеральным, региональным и местным бюджетами. И налоговики вправе зачесть налоговую переплату в счет недоимки, образовавшейся по тому же виду налога. При этом не имеет значения, в бюджет какого уровня такой налог уплачивается.
Наиболее частые споры по вопросу правомерности начисления пеней, в случае когда имеющаяся переплата достаточна для погашения недоимки, возникают в следующих ситуациях.
Пени начислены при наличии у компании переплаты того же налога в тот же бюджет. Суды единогласно признают подобные действия налоговиков неправомерными. Арбитры указывают, что начисление пеней без учета наличия переплаты как в проверяемом периоде, так и на момент вынесения решения, противоречит общим положениям ст. 75 НК РФ (Постановления ФАС Московского от 16.08.2011 N А40-143839/10-118-839, от 20.07.2011 N КА-А40/5574-11 и от 28.06.2011 N КА-А40/6052-11-П-Б и Северо-Кавказского от 10.03.2011 N А32-8217/2010 округов).
Пени начислены при наличии у компании переплаты того же налога в другой бюджет. Мнения судов по этому вопросу противоречивы. ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 17.11.2008 N А29-860/2008 поддержал компанию и указал, что налог на прибыль является единым и не может разделяться на несколько самостоятельных частей в зависимости от зачисления в бюджеты разных уровней. Значит, пени могут быть начислены лишь при наличии недоимки в целом по налогу. Если же по части налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, имеется переплата, то начислять пени на региональную задолженность компании налоговики не вправе.
Инспекторы не вправе начислить пени на сумму налоговой задолженности, по которой истек срок давности взыскания
Обязанность по уплате пеней в отличие от обязанности по уплате налога является, по сути, дополнительной. Исполнить ее необходимо одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 N 8241/07, ФАС Московского от 01.02.2012 N А41-5899/09, Северо-Западного от 26.04.2012 N А44-3985/2011, Северо-Кавказского от 11.11.2011 N А20-3766/2010 и Дальневосточного от 22.02.2011 N Ф03-202/2011 округов.
Минфин России в этом вопросе солидарен с арбитрами (Письма от 10.11.2011 N 03-11-11/279 и от 29.10.2008 N 03-02-07/2-192).
Налоговики не вправе начислять пени на недоимку, возникшую за пределами проверяемого периода
При проведении выездной проверки налоговики нередко начисляют пени на сумму недоимки, которая возникла за пределами трехлетнего проверяемого периода, охваченного проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Но суды считают такие действия неправомерными (Постановления ФАС Уральского от 30.03.2010 N Ф09-2010/10-С2, Поволжского от 18.02.2010 N А65-19397/2009, Восточно-Сибирского от 25.01.2007 N А78-4327/06-С2-21/220-Ф02-7465/06-С1 и Дальневосточного от 24.12.2007 N Ф03-А51/07-2/5780 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 06.03.2008 N 2769/08) округов).
Так, в п. 27 Постановления от 28.02.2001 N 5 Пленум ВАС РФ разъяснил, что ст. 87 НК РФ устанавливает давностные ограничения при определении контролерами периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой. Следовательно, в решении, принятом по результатам проверки, отражаются только те документально подтвержденные факты нарушений, которые по времени их совершения относятся к проверяемому периоду.
Таким образом, документально подкрепить расчет для начисления пеней на сумму задолженности, возникшей за пределами проверяемого периода, налоговики не смогут. Ведь проверяющие не вправе истребовать у компании документы, не отвечающие предмету и периоду проверки (Постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07, ФАС Волго-Вятского от 24.08.2009 N А82-15261/2008-27 и Дальневосточного от 20.05.2009 N Ф03-2111/2009 округов).
Примечание. Суды подтверждают, что начисление пеней на недоимку, возникшую за пределами проверяемого периода, является неправомерным.
Начисление пеней за период действия отсрочки или рассрочки по уплате налога неправомерно
Срок уплаты налога может быть перенесен в случае принятия решения об отсрочке или рассрочке (п. 1 ст. 64 НК РФ). При этом на сумму задолженности могут начисляться проценты исходя из 1/2 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за соответствующий период (п. 4 ст. 64 НК РФ). В этом случае проценты рассчитываются исходя из 1/600 ставки Банка России за каждый день (1/300 x 1/2).
При этом если в течение периода начисления пеней ставка рефинансирования изменилась, то применяются все значения ставки по каждому периоду их действия (Постановления ФАС Московского от 31.03.2009 N КА-А41/2507-09 и Восточно-Сибирского от 19.02.2009 N А19-9104/08-51-Ф02-493/09 округов).
Подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате (п. 3 ст. 75 НК РФ). Но НК РФ не указывает, нужно ли начислять пени за период действия отсрочки или рассрочки.
Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 11.09.2007 N А48-4283/06-6 признал необоснованным начисление пеней на суммы отсроченной (рассроченной) задолженности. Поскольку предоставление отсрочки или рассрочки изменяет срок уплаты налога на более поздний, суд пришел к выводу, что оснований для начисления пеней нет (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 17.01.2008 N 7328/07).
Примечание. Если компании предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога, то начислять пени на время действия такой отсрочки или рассрочки инспекторы не вправе.
Иногда на практике налоговики отказывают компании в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налоговых платежей. Такой отказ налогоплательщик вправе обжаловать (п. 9 ст. 64 НК РФ). По мнению ФАС Западно-Сибирского округа, контролеры вправе начислить пени на сумму задолженности, даже если впоследствии отказ в предоставлении отсрочки был признан недействительным. Ведь фактически в спорном периоде отсрочка не действовала (Постановления от 19.01.2009 N Ф04-7704/2008(17423-А67-37), от 24.12.2008 N Ф04-7942/2008(18143-А67-15) и от 10.12.2008 N Ф04-7741/2008(17540-А67-15)).
Но есть и иная точка зрения. По мнению ФАС Восточно-Сибирского округа, начисление пеней на сумму недоимки, в отношении которой получен отказ в предоставлении отсрочки или рассрочки, неправомерно. Пени начисляются лишь до даты вынесения решения об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки, которое впоследствии налогоплательщик успешно обжаловал (Постановления от 05.11.2008 N А33-3762/08-Ф02-5391/08 и от 28.08.2008 N А10-2970/07-Ф02-4094/08).
Пени не являются санкциями, поэтому уменьшить их размер удастся лишь в исключительных случаях
По сути, размер начисленных пеней уменьшить невозможно. Ведь пени не являются мерой ответственности за налоговые правонарушения. А значит, при начислении пеней за несвоевременную уплату налогов не учитываются смягчающие обстоятельства, предусмотренные ст. 112 НК РФ.
Кроме того, ФАС Уральского округа в Постановлении от 16.12.2008 N Ф09-9455/08-С3 указал, что по своей правовой природе пени не являются финансовой санкцией, а служат мерой компенсационного характера. Таким образом, на их начисление не влияет наличие или отсутствие вины компании в несвоевременной уплате налога. Аналогичные выводы содержат Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 N 07АП-4249/11, ФАС Дальневосточного от 04.10.2010 N Ф03-6690/2010, Центрального от 23.09.2008 N А14-1177/200844/28 и Северо-Кавказского от 12.02.2008 N Ф08-42/08-24А округов.
Однако существует два исключения, когда начисленные пени могут быть уменьшены:
Налоговым органам рекомендовали уменьшать пени за неуплату авансовых по УСН
ФНС пояснила, как начисляются пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу при УСН, если по итогам года сумма налога оказалась меньше суммы авансовых платежей.
В письме от 13.01.2020 № СД-4-3/101@ ведомство напоминает, что пункт 3 статьи 346.21 НК РФ предписывает упрощенцам по итогам каждого отчетного периода считать сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов. Доходы считаются нарастающим итогом с начала года до окончания соответственно I квартала, полугодия, 9 месяцев, с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим кварталом. В случае уплаты авансовых в более поздние сроки начисляются пени.
Пленум ВАС РФ в постановлении от 30.07.2013 № 57 указал, что порядок расчета указанных пеней не зависит от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, отражающей реальные финансовые результаты налогоплательщика. Соответственно, в случае если по итогам года сумма налога оказалась меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого года, пени, начисленные за неуплату таких авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.
Такой подход ФНС предписывает учитывать в том числе в отношении налогоплательщиков УСН.
Это значит, что в случае, если по итогам года сумма налога по УСН (исчисленная сумма налога, уменьшенная на уплаченную сумму страховых взносов и торгового сбора) оказалась меньше суммы авансовых платежей, то пени, начисленные за неуплату таких авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.
Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными НК РФ сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и штрафа. По общему правилу пени за несвоевременную уплату налогов, в отличие от налоговых штрафов, не подлежат уменьшению. Пеня начисляется за каждый день неуплаты. Величина пени определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Сумма пеней, начисленных на налоговую недоимку, не может превышать размер самой недоимки. Для ИП процентная ставка пени составляет 1/300 ставки рефинансирования Центробанка. Для организаций, чья просрочка по уплате налога не превышает 30 дней, пеня также начисляется в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Если просрочка исполнения обязанности по уплате налога превышает 30 дней, то применяются особые правила.
За период просрочки до 30 дней пеня взимается в размере 1/300 ставки рефинансирования. За все последующие дни просрочки пеня начисляется уже в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов.
Смягчающие обстоятельства: как уменьшить штраф по результатам проверки
Перечень смягчающих обстоятельств, которые позволят компании или ИП снизить размер санкций за налоговое нарушение, приведен в ст. 112 НК РФ. Он является открытым и предусматривает возможность признать «иные обстоятельства» смягчающими.
Мы проанализировали официальные разъяснения и судебную практику на эту тему и выделили, какие причины принимаются инспекцией и судами во внимание при снижении штрафа.
Тяжелое финансовое положение
Но тут же встает вопрос: какие именно обстоятельства могут указывать на тяжелую ситуацию в компании? ФНС России в своем разъяснении называет некоторые из них: ликвидация предприятия, реорганизация налогоплательщика, процедуры банкротства, неведение хозяйственной деятельности и даже сезонный характер работ.
Но на самом деле таких причин больше. К ним могут относиться:
Но недостаточно просто взять и сослаться на тяжелое финансовое положение. Его надо подтвердить документально. Например, если в качестве тяжелого финансового положения приводится наличие убытка, долгов перед банками и простой предприятия, то доказательством будут служить копии кредитных договоров и договоров об открытии кредитной линии, налоговая отчетность, копии приказов о простое предприятия (постановление АС Центрального округа от 14.07.2015 № Ф10-2166/2015).
Хорошо, если специалистами (собственными или сторонними) будет проведен анализ финансового состояния предприятия, подтверждающий плачевное положение (постановление ФАС Поволжского округа от 29.04.2014 № А57-16413/2013).
Прочие смягчающие обстоятельства
Тяжелая финансовая ситуация в компании – далеко не единственная причина, на которую можно сослаться для смягчения наказания. Исходя из анализа судебной практики, приведем другие обстоятельства, которые принимаются во внимание при снижении размера санкций.
Так, добиться снижения суммы штрафа за неуплату (не полную уплату) налога помогут следующие смягчающие обстоятельства:
Штраф может быть наложен и за другие правонарушения, например за несвоевременную сдачу налоговой отчетности или запрошенных инспекцией документов. В этом случае в зависимости от ситуации можно также привести следующие доводы для снижения штрафа:
В НК РФ написано, что размер штрафа снижают, даже если установлено всего одно смягчающее обстоятельство. Однако на деле, чем большее количество обстоятельств будет заявлено, тем больше вероятность снижения размера наказания.
При этом далеко не всегда судами учитываются перечисленные выше обстоятельства. Примеров отрицательных судебных решений также достаточно.
В качестве доказательства приведем постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.08.2018 № Ф05-7824/2018. В нем суд не согласился снизить размер штрафа, несмотря на то, что компания привела несколько смягчающих обстоятельств (совершение нарушения впервые, наличие переплаты по налогам, отсутствие умысла на совершение правонарушения и добросовестность действий по применению льготного налогообложения, ведение благотворительной деятельности, социальную направленность деятельности).
Все это говорит о том, что в каждом конкретном споре нельзя заранее предвидеть, какое решение будет вынесено судом.
Кстати, наличие отягчающих обстоятельств не должно мешать применению смягчающих обстоятельств (постановления АС Поволжского округа от 21.02.2019 № Ф06-43969/2019, Центрального округа от 05.07.2018 № Ф10-2324/2018).
Как инициировать снижение штрафа
В пп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ сказано, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС выявляет обстоятельства, смягчающие ответственность. Но не стоит думать, что налоговики сами будут выявлять эти обстоятельства. Именно компания, являясь заинтересованным лицом, должна заявить о наличии смягчающих обстоятельств и ходатайствовать тем самым о снижении размера наказания.
Для этого пишется заявление или ходатайство о снижении суммы штрафа. К нему прикладываются документы, подтверждающие наличие смягчающих обстоятельств, на которые ссылается фирма.
А если организация вовремя не позаботилась о заявлении смягчающих обстоятельств и уже получила решение по проверке с суммой начисленных санкций? Ничего страшного. Можно обратиться с ходатайством о снижении размера наказания в вышестоящую УФНС в порядке обжалования решения. Также есть вариант снижения через обращение в суд.
Санкции можно уменьшить еще раз
В НК РФ указано, что сумма штрафа подлежит уменьшению не менее, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса (п. 3 ст. 114 НК РФ).
При этом совсем до нуля снизить санкции не получится, так как это уже будет считаться освобождением, а не уменьшением штрафа. Освобождение от ответственности и смягчение ответственности являются разными юридическими фактами. Такой вывод приводится в определении Верховного суда РФ от 05.02.2019 № 309-КГ18-14683.
Обычно на практике налоговики неохотно идут на многократное снижение санкций, часто ограничиваясь минимальным снижением. В этом случае компания может инициировать дополнительное снижение через суд.
Как поясняют судьи, размер взыскиваемого штрафа за совершение налогового правонарушения может быть снижен арбитражным судом и в том случае, если смягчающие обстоятельства уже были учтены налоговым органом при вынесении решения о привлечении к ответственности. Такие выводы содержатся, например, в постановлениях АС Центрального округа от 17.06.2019 № Ф10-1519/201, Дальневосточного округа от 20.03.2018 № Ф03-723/2018.
В п. 16 письма ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 также подтверждается, что арбитры могут дополнительно снизить санкции, учитывая любые смягчающие ответственность обстоятельства, в том числе и ранее оцененные налоговой инспекцией. Если компания в суде расскажет о дополнительных смягчающих причинах, то хуже от этого не будет (постановление АС Северо-Западного округа от 23.08.2018 № Ф07-5696/2018).