Шлюзы на волге что это

Река Волга

Волга — одна из крупнейших рек мира и России, и самая длинная река Европы. Длина Волги — 3530 км, площадь водосборного бассейна — 1 360 000 км кв. Исток Волги находится на Валдайской возвышенности возле деревни Волговерховье в Тверской области. Устье — в Каспийском море. Годовой сток составляет 254 км куб. Прилегающая к Волге часть территории России называется Поволжьем. Географически Волга делится на несколько частей: Верхняя Волга (от истока до слияния с рекой Окой), Средняя Волга (от впадения реки Оки до впадения реки Камы) и Нижняя Волга.

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это
Река Волга в Твери.

Волга протекает по территории 15 субъектов России: Астраханская область, Волгоградская область, Ивановская область, Костромская область, Московская область, Нижегородская область, Самарская область, Саратовская область, Тверская область, Ульяновская область, Ярославская область, а также республик — Калмыкия, Марий Эл, Татарстан, Чувашия. На Волге расположены четыре города, с числом жителей более миллиона человек: Нижний Новгород, Казань, Самара и Волгоград.

Населенные пункты на Волге, где делают остановки круизные теплоходы (от Твери до Астрахани вниз по течению, по состоянию на 2019 год):

— Тверь (Тверская область)
— Дубна (Московская область)
— Калязин (Тверская область)
— Углич (Ярославская область)
— Мышкин (Ярославская область)
— Коприно (Ярославская область)
— Весьегонск (Тверская область)
— Рыбинск (Ярославская область)
— Тутаев (Ярославская область)
— Ярославль (Ярославская область)
— Кострома (Костромская область)
— Плес (Ивановская область)
— Кинешма (Ивановская область)
— Юрьевец (Ивановская область)
— Чкаловск (Нижегородская область)
— Городец (Нижегородская область)
— Нижний Новгород (Нижегородская область)
— Макарьево (Нижегородская область)
— Козьмодемьянск (Республика Марий Эл)
— Чебоксары (Республика Чувашия)
— Мариинский Посад (Республика Чувашия)
— Козловка (Республика Чувашия)
— Свияжск (Республика Татарстан)
— Казань (Республика Татарстан)
— Тетюши (Республика Татарстан)
— Болгар (Республика Татарстан)
— Ульяновск (Ульяновская область)
— Тольятти (Самарская область)
— Ширяево (Самарская область)
— Волжский утес (Самарская область)
— Самара (Самарская область)
— Винновка (Самарская область)
— Хвалынск (Саратовская область)
— Балаково (Саратовская область)
— Усовка (Саратовская область)
— Саратов (Саратовская область)
— Камышин (Волгоградская область)
— Волгоград (Волгоградская область)
— Никольское (Астраханская область)
— Ахтуба (Астраханская область)
— Астрахань (Астраханская область)

На Волге расположены несколько зеленых стоянок: это место, где туристы могут отдохнуть на природе, после посещения городов, искупаться, побродить по лесу, а круизные компании организуют пикники (обычно приготовление шашлыка). Такие стоянки находятся в Ярославской области — Коприно, Самарской области — Ширяево, Волжский утес и Винновка, Саратовской области — Усовка и Астраханской области — Ахтуба.

В Волгу впадает более сотни рек, но двумя крупнейшими притоками Волги являются река Ока и река Кама. Крупнейшие притоки верхней Волги — Селижаровка, Тьма, Тверца, Молога, Шексна, Которосль и Унжа. Наиболее крупные притоки Волги в её среднем течении — Ока, Сура, Ветлуга и Свияга. Нижняя Волга принимает сравнительно небольшие притоки — Сок, Самару, Большой Иргиз, Еруслан. Дельта Волги начинается в месте отделения от русла Волги рукава Бузан (в 46 км севернее Астрахани) и является одной из самых крупных в России и крупнейшей в Европе. В дельте насчитывается до 500 рукавов, протоков и мелких речек. Главные рукава — Бузан, Бахтемир, Камызяк, Старая Волга, Болда, Ахтуба; из них в судоходном состоянии поддерживается Бахтемир, образуя Волго-Каспийский канал по которому суда попадают в Каспийское море.

Река Волга через Канал имени Москвы (Московская область) соединена с рекой Москвой. Через реку Шексну — с Волго-Балтийским водным путем (выход к Белому и Балтийскому морям), а через Волго-Донской судоходный канал (Волгоградская область) — с рекой Дон (выход к Азовскому и Черному морям).

Транзитное грузовое судоходство на Волге начинается в начале апреля, когда открываются шлюзы Волжской ГЭС, в середине апреля начинают работы шлюзы Жигулевской ГЭС и Саратовской ГЭС, а в конце апреля — Чебоксарсарской, Нижегородская, Рыбинской и Угличской ГЭС. Завершают работы гидроузлы в том же порядке, но по убыванию с середины ноября (Углич, Рыбинск и т. д.) и закрываются к 1 декабря (Волгоград). Более подробно сроки начала и завершения судопропуска на волжских гидроузлах >>

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это
Слияние Волги и Оки в Нижнем Новгороде. 2017 г. Фото: Михаил Архипов

С 1930-х годов река постепенно превращается в каскад водохранилищ: на Волге были построены восемь гидроэлектростанций, плотины которых образовали огромные водные пространства. Сегодня Волжско-Камский каскад ГЭС — в списке крупнейших транспортно-водно-энергетических систем в мире.

Гидроэлектростанции на реке Волге:

Волжский каскад водохранилищ:

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это
Вид Куйбышевского водохранилища в месте слияния Волги и Камы. 2013 г. Фото: Андрей Урицк

Судоходные шлюзы, расположенные на Волге:

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это
Река Волга в районе Жигулевских гор (Самарская область). 2010 г. Фото: Иван Загайнов

Список мостов на реке Волге (от Твери до Астрахани вниз по течению):

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это
Река Волга в Астраханской области. 2013 г. Фото: Андрей Урицк

Источник

Как устроен шлюз и зачем он нужен?

Начало большой навигации на реках Европейской части страны не за горами (осталось примерно около месяца) и сегодня мы хотели бы рассказать о шлюзах на наших реках. Зачем они нужны? Как они устроены и пр.

Итак, начнем с самого начала. Все наши равнинные реки, к коим относится и Волга, и Кама, и Ока и др. имеют между собой много общего. Если попробовать разрезать все русло реки от истока до устья по оси, то получится продольный профиль реки. Если река течет в своем естественном русле, то этот профиль будет иметь вот такой вид

Условно все реку можно разделить на три участка: верхнее течение или горный участок как на рисунке, среднее течение и нижнее течение. Все эти участки имеют свои особенности.

Так горный участок или верхнее течение, как правило, характеризуется небольшими глубинами, малой шириной, но при этом довольно высокими скоростями течения. Также на этом участке очень много порогов и перекатов. Судовой ход (если он есть) чаще всего очень извилистый.

В среднем течении скорость течения и количество перекатов уже заметно снижается, а вот плесов (то есть широких и глубоководных участков) увеличивается. Увеличивается и ширина русла. Судовой ход более ровный.

В нижнем течении плесов, чаще всего, еще больше (хотя и не всегда). Глубины здесь максимальные и ширина тоже. Но здесь прослеживается еще один момент: практически все взвешенные частицы, находящиеся в воде, в местах с невысокими скоростями течения начинают оседать (физика, однако), образуя перекаты.

Как с этим бороться? Проще всего, построить плотину. Уровень воды выше плотины поднимется и затопит пороги, что создаст более благоприятные условия для судоходства. И если на реке построить несколько плотин, то продольный профиль будет больше похож на лесенку.

Чтобы речной теплоход мог попасть из верхнего бьефа в нижний или наоборот строят специальные судопропускные сооружения – шлюзы. Собственно шлюзование – это процесс перемещения судна из одного бьефа в другой.

Давайте посмотрим на конструкцию типового шлюза

Шлюз состоит из трех основных элементов: верхняя голова А, нижняя голова Б и камера шлюза В. Сверху и снизу к шлюзу примыкают подходные каналы 2. Для отстоя судов в ожидании шлюзования в подходных каналах делают специальные причальные стенки 1. А чтобы теплоходы могли заходить в камеру и выходить из нее при неблагоприятных условиях (сильный ветер и пр.) делаются специальные направляющие палы 3.

Наполнение или опорожнение камеры шлюза происходит через специальные водоводные галереи 5, которые перекрываются специальными затворами 4. Когда затвор открывается вода самотеком наполняет или опорожняет камеру шлюза (принцип сообщающихся сосудов). Но перед этим, камера шлюза должна быть полностью изолирована от верхнего и нижнего бьефа при помощи ворот 6. Ворота шлюзов могут быть различных систем. В настоящее время нижние ворота обычно делают двустворчатыми распашными, а верхние — сегментными или плоскими опускными. В открытом состоянии створки распашных ворот находятся в специальных шкафных нишах 7 чтобы не мешать судам при их прохождении.

Все вместе: водоводные галереи, затворы и ворота называются – головой шлюза.

Как видно из рисунка наиболее мелкими местами подходных каналов являются верхний и нижний пороги шлюза 8. Причем нижний порог имеет свое специальное название – король шлюза.

Из-за того, что уровень воды в нижнем бьефе во многом зависит от попусков воды через водосливную плотину гидроузла, глубина на короле шлюза может служить весьма серьезным препятствием к прохождению шлюза судами. Ведь все теплоходы, которые ходят по нашим рекам должны строго соблюдать минимальный запас воды под днищем. И если запас будет недостаточным, то диспетчер шлюза не разрешит заход такого теплохода в камеру.

Шлюзы могут отличаться друг от друга. Например, по количеству камер. По числу последовательно расположенных камер шлюз может быть однокамерным, двухкамерным, трехкамерным и т. д.

Однокамерные шлюзы строят для малых и средних напоров. Такие шлюзы имеют Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина, Канал имени Москвы, шлюзы в Угличе, Рыбинске, Чебоксарах, Балаково и др.

Если перепад высот между верхним и нижним бьефами велик, то тогда сооружают многокамерные шлюзы. У таких шлюзов общий перепад высот (напор) делится на несколько камер, которые располагаются последовательно одна за другой. Например, два шлюза канала имени Москвы (№7 и №8) состоят из двух камер с напором по 9 м в каждой камере. А в Перми на Камской ГЭС шлюзы вообще шестикамерные!

Но не всегда условия местности позволяют построить многокамерные шлюзы. Тогда шлюзы разделяют соединительным судоходным каналом — межшлюзовым бьефом. Длина межшлюзовых бьефов различна, например у Горьковских шлюзов — 2 км, у Куйбышевских — 4 км.

При очень большом напоре вместо многокамерных строят однокамерные шлюзы шахтного типа. Камера такого шлюза представляет собой глубокую шахту. Со стороны нижнего бьефа делается глухая стенка, которая в своей нижней части имеет отверстие для прохода судов, перекрываемое плоским подъемным затвором. Или судоподъемники. В России работает в настоящее время всего один судоподъемник в составе Красноярской ГЭС.

Камеры шлюза могут располагаться и параллельно друг другу. По числу параллельно действующих камер шлюзы могут быть однониточные (один шлюз), двухниточные (два рядом расположенных шлюза) и т. д. Двухниточные шлюзы применяют на реках с большим грузооборотом. Например, гидроузлы на Волге, начиная с Рыбинского и кончая Волгоградским, имеют двухниточные шлюзы.

В процессе шлюзования в камере шлюза возникают сильные течения, а также образуются волны. Для того, чтобы теплоход не поплыл вслед за уходящей или прибывающей водой в камерах делают специальные швартовные устройства, для надежной швартовки судов. Устройства эти называются рымы или по простому крюки. Рымы могут быть плавучими и неподвижными.

Неподвижные рымы — это крюки намертво вмонтированные в стенку шлюза через равные промежутки. В процессе шлюзования, швартовный трос время от времени перекидывают с одного крюка на другой.

Подвижные рымы больше похоже на большие поплавки. Они располагаются в специальных нишах (впрочем как и неподвижные). По мере наполнения или опорожнения камеры они движутся вместе с уровнем воды.

Но есть еще шлюзы с небольшим напором, например на реке Москве, в которых суда швартуются за специальные тумбы, установленные сверху на стенке шлюза. По мере изменения уровня воды в камере швартовные тросы приходится либо потравливать (увеличивать их длину) или выбирать (уменьшать длину).

Подытоживая, можно так описать процесс шлюзования:

· теплоход из нижнего или верхнего бьефа входит в камеру шлюза.

· открываются затворы водоводных галерей.

· происходит наполнение или опорожнение камеры.

· закрываются затворы и открываются ворота с противоположной стороны.

· теплоход выходит из камеры шлюза.

Надеемся, что смогли в статье ответить на большую часть вопросов, относительно того – зачем нужны шлюзы и как они работают.

Источник

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

Плотин и водохранилищ на Волге достаточно, а стало быть и наблюдать за этим захватывающим процессом случается довольно часто. И всё равно каждый раз это очень интересно!

Шлюзы, как известно, необходимы для поднимания и опускания судов на разные уровни при прохождении плотины.

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

Но волжские шлюзы потрясают своей монументальностью и грандиозностью!

Хочу показать вам поэтапно подъём судна на Самарском гидроузле при движении вверх по Волге.

Казалось бы, как всё просто. А как всё это продумать, рассчитать и спроектировать.

Представляете эту массу воды, которую должны сдерживать ворота шлюза?!

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

Народ начинает собираться на палубе сразу, как только ворота шлюза появляются на горизонте.

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

И вот уже впереди камера шлюза.

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

Пока ворота шлюза закрыты, по ним можно переходить с одной стороны канала на другую. Днём там можно увидеть людей, буднично двигающихся по своим делам. А вечером вот собакин переправлялся))

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

И вот уже уровень воды в камере шлюза сравнялся с уровнем воды верхнего бьефа, и ворота начали открываться.

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

Источник

Волго-Донской канал (Волго-Дон) — круизы, шлюзы и гидроузлы, характеристики и карта

Шлюзы на волге что это. Смотреть фото Шлюзы на волге что это. Смотреть картинку Шлюзы на волге что это. Картинка про Шлюзы на волге что это. Фото Шлюзы на волге что это

Волго-Донской канал имени В.И. Ленина соединяет Волгу с рекой Дон в том месте, где они максимально приближаются друг к другу. Волго-Донской канал является звеном Единой глубоководной транспортной системы Европейской части России.

Длина Волго-Дона небольшая — 101 км, но несмотря на это для экономики он имеет уникальное значение: по нему из Азовского и Черного моря по рекам, каналам и озерам можно попасть в Каспийское, Балтийское и Белое моря.

Канал был построен за небывало короткий срок — всего за 3,5 года.

Волго-Донской канал является частью Волго-Донского водного пути, проходящего от Волгограда до Азовского моря и включающего также внутренние водные пути, проходящие по Цимлянскому водохранилищу и реке Дон.

Круизы по Волго-Донскому каналу

Туристические фирмы Москвы, а также других городов организуют круизы до казачьей столицы — Ростова-на-Дону. Также выполняются круизы до городов Ейск и Таганрог, находящихся на Азовском море.

Маршруты этих путешествий проходят через Волго-Донской канал и туристы могут ознакомиться с этим важным гидротехническим сооружением.

Карта Волго-Донского канала

Основные характеристики

Волго-Донской канал — описание

Канал начинается на Волге, в долине ее притока, реки Сарепты, и проходит вдоль подножия возвышенности Ергени. Это место в Сарептском затоне прикрыто от основного русла реки островом и тем самым защищено от штормов, течений и ледохода.

Суда, идущие по каналу из Волги в Дон поднимаются по Волжской лестнице высотой 88 метров, состоящей из 9 однокамерных однониточных шлюзов, а затем спускаются по Донской шлюзовой лестнице высотой 44 метра, имеющей 4 таких же шлюза.

Расстояние между шлюзами на Волжском склоне — от 700 метров, на Донском — до 7 км. Каждый из шлюзов имеет размеры 145 на 18 метров. На проход по каналу суда затрачивают 10–12 часов.

Архитектурно оформлены в большей степени главные участки трассы, это входные узлы, а также строения на водоразделе — шлюзы № 1 и 13, 9 и 10. Остальные шлюзы как Волжского, так и Донского склонов канала в архитектурном отношении не являются узловыми и поэтому оформление этих шлюзов выполнено более просто по единой технологической схеме.

Волго-Донской канал — Волжский склон

Первые три шлюза расположены на территории Волгограда. На входе в канал установлен маяк высотой 26 метров, созданный по проекту архитектора Рината Якупова. Маяк увенчан легкой колоннадой и украшен чугунными рострами в виде носовых частей старинных судов. На одной из стен маяка выполнена надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын в 1918–1919 гг., Сталинграда — в 1942–1943гг.»

На входе в шлюз № 1 построена парадная триумфальная арка высотой 40 метров, которая не только является украшением, но и выполняет важную роль — внутри неё расположен механизм управления первым шлюзом.

Рядом, со стороны Волги, можно увидеть огромную скульптуру В.И. Ленина, который стоит, небрежно засунув одну руку в карман брюк, а взгляд вождя направлен на стремительные воды Волги. Этот монумент, общая высота которого составляет 57 метров, занесен в книгу рекордов Гиннеса, как один из самых высоких монументов, посвященных реально жившему человеку.

Следует отметить, что ранее на этом месте возвышался памятник Сталину, выполненный из самородной меди, а через несколько лет он был заменен на скульптуру В.И. Ленина.

При сооружении почти всех шлюзов канала строителям приходилось вести напряженную борьбу с грунтовыми водами. Стены выемок сочились и оползали, особенно сложными были условия в районе третьего шлюза, где постоянно гулял сильный ветер с пылью или снегом, а во время войны находился противотанковый ров.

Работам мешали оползни, кроме того, в результате паводка весной 1951 года был затоплен котлован. Но вопреки всем невзгодам строительство проходило в намеченные сроки.

Первые три шлюза Волго-Донского канала поднимают (опускают) суда на 30 метров.

Чапурниковская лестница

Через 7 км от шлюза № 3 расположена так называемая Чапурниковская лестница — это участок длиной 9 км, на котором суда поднимаются по шести шлюзам (с №4 по №9) на высоту 50 метров. Архитектурное оформление шлюза №4 посвящено Великой Отечественной войне.

Сразу за четвертым шлюзом канал делает крутой поворот направо. Дело в том, что на этом участке находится возвышенность и, чтобы избежать большого объема земляных работ, было решено проложить трассу в обход ее.

Во время Гражданской войны в районе между шлюзами № 7 и № 8 проходили сражения, в память об этих событиях на стене шлюза № 8 установлена мемориальная доска.

Далее канал выходит в долину реки Червленой, а затем к шлюзу №9, башни которого у верхних ворот украшены ротондами.

После девятого шлюза суда попадают на самую вершину канала, на высоту 88 метров над уровнем Волги. Затем начинается водораздел, на создание которого пришлась треть всех земляных работ, выполненных при строительстве Волго-Дона.

Для справки: на строительстве канала работали шагающие экскаваторы ЭШ 14/65, которые за время стройки вырыли 3 миллиона куб. метров грунта, а обслуживались эти землеройные машины всего 120–150 рабочими.

Водораздельный канал

После Чапурниковской лестницы начинается водораздельный канал, по которому суда направляются к Варваровскому водохранилищу. В этом месте на обоих берегах можно увидеть два здания, под которыми в нишах скрыты выдвигающиеся створки ремонтно-заградительных ворот. При необходимости они смыкаются в русле и отделяют весь Волжский склон от водораздела. Необходимый участок осушается и при необходимости производится его ремонт.

Далее водораздельный канал постепенно расширяется, пересекая местами прежнее русло реки Червленной и через 30 км суда выходят к Варваровскому водохранилищу, которое питает водой весь Волжский склон.

На Варваровском водохранилище проводятся фестивали экстремально-водных видов спорта — виндсерфинг, кайтсерфинг и вейкбординг. Отсюда начинается спуск к Дону и Цимлянскому морю.

Донской спуск

К сооружениям Донского спуска относятся Варваровское и Береславское водохранилища, они расположены рядом, а также крупнейшее в каскаде Карповское водохранилище, его длина составляет 15 км, а площадь 42 кв. км, Кроме того, здесь расположены три насосных станции и шлюзы №10 – №13.

Интересно, что на Волжском склоне движение теплоходов по шлюзам совпадает с направлением воды, а со стороны Дона на отдельных участках эти пути раздельные.

Чтобы питать Волжский склон, из Цимлянского моря насосная станция подает воду вверх, за плотину Карповского водохранилища. Далее по особому подводящему каналу в обход шлюзов №11 №12 вода идет ко второй насосной станции, которая перекачивает ее еще выше, в Береславское водохранилище. Наконец, третья насосная станция поднимает воду в водораздельное Варваровское водохранилище. То есть питание водораздельного канала выполняется с помощью Карповской, Мариновской и Варваровской насосных станций, последовательно поднимающих воду из Дона в водораздельный бьеф канала.

Шлюз №10, первый в Донском спуске расположен перед коротким каналом, соединяющим два водохранилища — Варваровское и Береславское. Рядом с ним на берегу установлены памятники героям Гражданской войны Александру Пархоменко, Федору Сергееву (революционер подписывался как Артем Сергеев) и Николаю Рудневу.

Последний шлюз №13, как и первый, оформлен триумфальной аркой, украшенной в честь доблестных героев Великой Отечественной войны. На ней написано: «Слава нашей великой Родине»

Этот шлюз является входным со стороны Дона. Стены арки и всех сооружений трассы облицованы так называемой каменной штукатуркой, изготовленной на белом цементе с добавлением мраморной крошки. На барельефах главного фасада арки, обращенного к Дону, изображены воины Советской Армии — пехотинцы, конники и танкисты.

При выходе из последнего тринадцатого шлюза, в поселке Пятиморск установлен 16-метровый монумент «Соединение фронтов», выполненный скульптором Евгением Викторовичем Вучетичем, автором ансамбля Мамаев курган. В этом месте 23 ноября 1942 года соединились войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов, и 330 тысячная группировка немецко-фашистских войск под Сталинградом была окружена. Скульптурная композиция схожа с ансамблем Мамаева Кургана: здесь также монумент стоит на возвышенности и к его подножию ведет длинная лестница.

История Волго-Донского канала

Попытки исправить «ошибку» природы и соединить две великие реки стали предприниматься еще с XVI века:

В течение следующих двух столетий было разработано около 30 проектов, но их внедрению мешало сопротивление владельцев частных железных дорог. К тому же, согласно этим разработкам, эксплуатироваться канал мог только в период весеннего половодья, когда русла рек полноводны. Для реализации проекта необходима была глобальная реконструкция рек, которая в то время была еще невозможна.

Проект строительства Волго-Донского канала был разработан в 30-х годах XX века, но его реализации помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

Вопрос о строительстве канала был вновь рассмотрен сразу после Сталинградской битвы в 1943 году. Была утверждена схема трассы и в 1948 году начались земляные работы. Строительство велось под руководством опытного гидростроителя Сергея Яковлевича Жука, руководившего ранее созданием Беломоро-Балтийского канала и канала Москва-Волга.

О темпах стройки говорит такой факт: каждые 8 минут сюда приходил состав из 60 вагонов, груженных цементом, металлом и лесом. По воспоминаниям очевидцев, ручной труд здесь использовался мало, в основном все работы были механизированы, впервые был применен шагающий экскаватор.

Для работы привлекали рабочих со всей страны, приглашались и студенты. Кроме того, здесь трудились пленные немецкие солдаты и заключенные.

Заключенных, среди которых были уголовники и политические, называли заключенными красноармейцами, сокращенно З/К, откуда и появилось слово зэк. Многие уголовники работали с большим энтузиазмом, поскольку год работы на канале засчитывался за два — три, что не распространялось на политических заключенных. За время стройки только из работавших на Цимлянском водохранилище было освобождено 26000 заключенных.

А всего из всех досрочно освобожденных 3000 строителей получили награды, в том числе 15 человек — Орден Трудового Красного Знамени.

1 июня 1952 года по каналу пошли первые суда, а 7 июня прошел первый пассажирский теплоход «Сергей Киров». 10 июля каналу было присвоено имя В. И. Ленина.

Цимлянский гидроузел

Цимлянский гидроузел является частью Волго-Донского пути, в его состав входят:

Волго-Донской канал является важной водной транспортной артерией, обеспечивающей прямые бесперевалочные рейсы из Волги в Азово-Черноморский бассейн. В условиях роста грузопотока возникают простои грузовых судов. Решением этой проблемы может стать строительство второй нитки Волго-Донского канала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *