Улыбка сфинкса что это такое
Улыбка сфинкса что это такое
Воля, Любовь, Жертва. Ими совершается всякое благо.
Практики
Медитативная практика «Улыбка Сфинкса» выполняется в конце ежевечерней паузы безмолвия. Вначале делаются процедуры «Свеча», комплексное расслабление, затем – медитативное дыхание. После этого вы переходите к паузе безмолвия: глаза широко открыты, подобно двум окнам, одновременно принимающим и выпускающим свет.
Никакой драматической новизны в том, что Человек служит источником света, нет. Человек является светильником. Теперь просто снимите с него колпак, позвольте этому свету пролиться в окна. Естественно, что в первую очередь свет льется в предназначенные для этого отверстия. Отверстия, предназначенные для его излияния, – это ваши глаза. Вы впускаете два потока света снаружи и встречаете их своим внутренним светом.
Глаза широко открыты. Недаром это состояние называют «состоянием Будды Ченрезига» – «Будды, видящего уголками глаз». Но вы не пытаетесь раздвигать уголки глаз в стороны. А уголки губ вы останавливаете в самом начале их подрагивания: когда улыбка только-только начинает появляться, но она еще не возникла. Если сравнить состояние восхода солнца и состояние перед восходом, то это будет состояние перед восходом, – когда горизонт окрасился и заалел. И в этот момент вы его сдержали, вы не дали ему пролиться дальше, вы оставили его литься сдержанной и плавной струей. В этом контроле над состоянием – вся изюминка практики.
Смех, слезы, бурные эмоции, слова или музыка, которые вы слышите, или движения, которые вдруг внезапно стали выполнять ваши руки, – все это может возникнуть в этот момент. Дайте этому возможность проявиться и стихнуть естественным образом. И после – вернитесь к практике. Пусть какая-то часть вашего ума, которая осталась контролирующей, не потеряла бдительность, плавно, не зажимая, уведет эти проявления в сторону, как будто вы задуваете огонек свечи еле слышным дыханием.
А потом останьтесь в самой улыбке: глаза широко открыты, и лишь одними уголками губ вы улыбаетесь… Это та улыбка, которая уподобляет нас Сфинксу. Какие бы знания и какую бы информацию вы ни получили раньше, в этой улыбке будет состояние намного более щедрое и намного более всеведущее. Все должно происходить так, как происходит: само по себе.
Эта улыбка не похожа на наши обычные эмоции. Она – из другого мира, она несет совершенно другое состояние. Но, вместе с этим, она настолько щедра, что не чужда абсолютно ничему. В ней есть абсолютное приятие. Мы просто наблюдаем окружающее пространство через эту зародившуюся и тут же замершую вечность. Она зародилась и замерла, – но без ощущения каменности. Глаза открыты широко, без напряжения, подобные двум распахнутым окнам. Это состояние в египетской традиции называется «Хетеп», а в тибетской – «Взгляд». И именно в состоянии «Взгляда», согласно тибетскому учению, проявляется ригпа – первоначальное сияние ума. Пребывайте в состоянии улыбки и взгляда до 20 минут или пока не ощутите, что пришло время закончить практику.
Выходя из этой практики, старайтесь удерживать состояние улыбки и взгляда как можно дольше. То есть, заканчивая практику, не прекращайте практиковать.
УЛЫБКА СФИНКСА
Прошли тысячелетия. Время и вандалы не пощадили памятники: храм был разрушен, а сфинксы засыпаны песками, (но, к счастью, не навеки). Во время археологических раскопок в 1828 году изваяния извлекли из-под заносов. Один из сфинксов во время разлива Нила на пальмовых плотах был отправлен в Александрию для продажи. Другой прибыл позже. В это время в Египет приехал из России молодой офицер, участник русско-турецкой войны А. Н. Муравьев. Он подумал, что его стране следовало бы приобрести эти древние египетские изваяния, и направил письмо с вложенным в него рисунком сфинкса российскому послу. Посол переслал письмо в Петербург Николаю I, тот переадресовал его в Академию художеств, чтобы узнать, «полезно ли будет сие приобретение?». И когда наконец решили, что нужно бы купить, владелец, которому надоело ждать ответа из России, договорился о продаже с французским правительством. И не владеть бы Петербургу древними скульптурами, да помогла революция, вспыхнувшая во Франции в 1830 году. Россия купила сфинксов за 40 000 рублей.
На парусном корабле «Буэна сперанца» («Добрая надежда») сфинксы отправились в путешествие, длившееся целый год, к берегам Невы. Не обошлось и без приключений: при погрузке один из сфинксов порвал тросы, на которых висел над палубой корабля, и упал, разбив в щепки мачту и борт. На лице сфинкса сохранился глубокий шрам от лопнувшего каната.
Путешествие закончилось в Петербурге в 1832 году, а в апреле 1834 года сфинксов установили перед Академией художеств, на пристани, полого спускающейся к воде. Проект этой пристани на пути кораблей, плывущих в Петербург со стороны Финского залива, разработал известный архитектор К. А. Тон. Спустя несколько лет на пьедесталах у сфинксов появилась надпись: «Сфинкс из древних Фив, в Египте, перевезен в град Святого Петра в 1832 году».
Скульптуры уже много лет покрывала черная масляная пленка, пятна копоти скрывали выразительность и блеск отполированного камня. Некоторые специалисты считали, что пленку удалять не следует, что это патина времени. Но патина могла погубить памятник. Черную пленку решили удалить, и, для того чтобы сделать это правильно, не навредив, следовало определить ее состав. Выяснилось, что грязь, напичканная химическими реагентами, заражена еще микроорганизмами, грибками, продукты жизнедеятельности которых разрушают камень. Скульптуры стоят около воды, и на камне поселились микроводоросли. Под восточным сфинксом, например, живут яркие зеленые водоросли, которые постепенно разрушают камень. Активная биологическая жизнь идет и в трещинах на камне.
В срочной реставрации нуждались головные уборы сфинксов (двухъярусные тиары). Из Египта их перевозили в разобранном виде, а затем, при сборке, использовали для крепления металлические стержни, которые со временем подверглись коррозии.
Для того чтобы избавиться от губительной пленки, было решено воспользоваться технологией, разработанной лет десять назад. Тогда реставраторы совместно с сотрудниками Эрмитажа, с химиками и другими специалистами создали смывку, на которую получили авторское свидетельство. Смывка эта пригодилась при расчистке сфинксов. Сделали множество пробных расчисток, и особенно волнующим был момент, когда одну половину лица сфинкса расчистили до розового гранита, а другая оставалась темной.
По мере выполнения реставрационных операций сфинксы, утрачивая свою наносную угрюмость, молодели на глазах, на каменных губах проступила улыбка.
Улыбка сфинкса что это такое
«Амон устроил все земли, устроенные им, но землю Египетскую — раньше других, и искусство вышло из нее, и учение вышло из нее, чтобы дойти до места, где я пребываю». Так говорил правитель финикийского города Библ более трех тысяч лет назад, в конце XII в. до н. э. Папирус с этим первым из дошедших до нас свидетельств иностранцев о стране фараонов был найден и прочитан в конце прошлого века основоположником русской школы египтологии В. С. Голенищевым.
С тех пор о Египте писали Геродот и Плиний, Страбон и Плутарх, французские крестоносцы и греческие монахи, немецкие египтологи и английские дипломаты, итальянские купцы и русские паломники. Много пишут о нем и до сих пор. На витринах каирских книжных магазинов соперничают друг с другом красочными глянцевыми обложками немецкие, французские, английские, американские издания, посвященные культуре и политике древнего и современного Египта.
В чем секрет поистине неувядающего интереса к этой стране? Может быть, в том, что Египет никого не оставляет равнодушным: он будто бы создан для того, чтобы будить мысль и воображение. В самом деле, много ли на свете стран, чью историю мы можем проследить на протяжении нескольких тысяч лет? А скольким из них было суждено стать перекрестком цивилизаций? Где еще, кроме Египта, самой историей собраны воедино памятники пятитысячелетней культуры, шедевры эллинского гения, сокровища раннехристианского искусства, мечети первых лет арабского завоевания? И не просто памятники, а памятники уникальные.
Египет — громадный музей под открытым небом. В мире много знаменитых музеев: Лувр, Прадо, Британский музей, Эрмитаж; есть города-музеи: Рим, Венеция, Ленинград, Суздаль. Египет — страна-музей, притом запасники его до сих пор поражают нас все новыми и новыми находками.
Однако не только любителей старины притягивает страна на берегах Нила. Сложна и интересна и мозаика политических будней сегодняшнего Египта. Нелегко в ней разобраться. Общие закономерности социально-политической жизни, характерные для развивающихся стран, нередко проявляются в Египте в специфической форме, обусловленной устоявшимися в веках традициями.
Символом Египта — древней страны, многое в которой казалось европейским путешественникам, впервые ступившим на ее землю, загадочным, с незапамятных времен стал Большой сфинкс, лежащий у подножия пирамиды Хефрена. Ореол таинственных мифов, окружавший страну фараонов, рассеивался медленно, нехотя отступал перед усилиями египтологов, тщательно собиравших крупицы фактов о жизни и культуре древнего Египта.
Мифы окутывают не только далекое прошлое, но и современную историю Египта. Все, что касается колониального закабаления и грабежа Египта, освещается в буржуазной исторической литературе настолько тенденциозно, что добраться до истины в вопросе, например, об экспедиции Бонапарта в Египте, о строительстве и эксплуатации Суэцкого канала или тройственной агрессии 1956 г. против Египта бывает не легче, чем прочесть папирус времен Хатшепсут. Однако эти мифы рождаются уже не отсутствием знаний, а, скорее, нежеланием признавать процессы, происходящие в современном мире, спекуляцией на подлинной или мнимой специфике проблем, встающих перед Египтом.
Предлагаемая вниманию читателя книга была задумана как сборник очерков о сегодняшнем дне Египта. Большая ее часть написана в Каире. Однако начавшаяся в Москве работа над источниками показала, что понять и почувствовать существо и своеобразие этой страны невозможно, не спроецировав сегодняшнюю действительность в прошлое.
И хотя исторические параллели — дело опасное, тем не менее полезно иногда обращаться к опыту минувших веков, особенно имея такой материал, как записки и воспоминания русских ученых, дипломатов, журналистов, туристов, побывавших в Египте на различных этапах его бурной истории.
У подножия «рукотворных гор»
Недалече от Египта, обон пол реки Нила, суть рукотворние гори, а от греков нарицаемие пирамиди иже суть четверограничный.
Пирамиды возникли из ночной мглы неожиданно. Дорога резко взмыла вверх, оставив справа мягко подсвеченные стрельчатые арки самого дорогого каирского отеля «Мена-хаус», и наша машина, круто свернув на обочину шоссе, останавливается у подножия каменной громады, края которой сливаются с тьмой ночного каирского неба. Выходим из машины и медленно идем к пирамиде Хеопса — самой большой из трех знаменитых пирамид Гизе. Мало-помалу глаза привыкают к темноте. Осторожно ступая, поднимаемся по отшлифованным миллионами ног ступенькам, высеченным в гранитных глыбах. Вот и вход в пирамиду, наглухо закрытый на ночь тяжелой металлической дверью.
Усаживаемся на еще хранящий тепло щедрого египетского солнца гранит и осматриваемся. Мы забрались всего на десятую или одиннадцатую ступень, но высота кажется довольно внушительной. Направо, налево и вверх уходят ряды каменных глыб. Впереди и внизу, в гигантской ложбине переливается огнями ночной Каир. Долго сидим, вдыхая живительно прохладный воздух пустыни. Молчим, не хочется разменивать на слова глубокое чувство, которое испытываешь рядом с этими каменными колоссами — безмолвными свидетелями расцвета и гибели великой цивилизации древнего Египта. Перед ними проходили чужеземные завоеватели: гиксосы, персы, греки, римляне, спаги[2] султана Селима I и гренадеры Наполеона, к ним совершали паломничество великие философы древности. Мы словно соприкоснулись с окаменевшим временем.
Плато Кафр ас-Самман, на котором высятся пирамиды Гизе, давно уже стало излюбленным местом отдыха каирцев, приезжающих побродить в тени пирамид Хеопса и Хефрена. Окрестности пирамид Гизе давно объявлены заповедной зоной, но тем не менее в 70-е годы здесь выросли целые поселки загородных вилл египетской элиты, протянувшиеся от пирамиды Микерина до туристического комплекса «Сахара-сити». Заповедный облик Гизехского некрополя был восстановлен лишь в конце 1981 г., когда президент Мубарак приказал снести все без исключения виллы, построенные вблизи пирамид. Бульдозеры, сровнявшие их с землей, не пощадили и загородную резиденцию Садата.
Нескончаемый поток местных и иностранных туристов создает немало забот египетской Службе древностей, которая явно не справляется с функциями поддержания порядка и чистоты в районе пирамид Гизе. Ответственные лица ссылаются на нехватку денежных средств и людей не только для этих целей, но и для обслуживания всех туристов. Как всегда в таких случаях, в дело вмешивается частный сектор. На каждого иностранца, появляющегося в районе Большой пирамиды, со всех сторон набрасываются погонщики ослов, верблюдов, лошадей и просто гиды и наперебой предлагают свои услуги.
Улыбка сфинкса,
или Внутренняя радость пенсионера
В июне, собираясь в командировку, я разглядывала стопки своих книг, размышляя, что бы такое взять с собой почитать — небольшое по весу и объему. Остановилась на тонкой книжечке в мягкой обложке «Йога для лица», решив, что в спокойной лесной обстановке наконец-то попробую заняться своим лицом, найду для этого время.
Вторую книгу «Радость изнутри. Источник счастья, доступный каждому» я купила совсем недавно и сразу захотела прочитать. Взяла с собой и ее, несмотря на внушительные размеры. Обе книги случайно попали в поле моего внимания одновременно, но оказалось, что они прекрасно дополняют друг друга, а я в очередной раз убедилась, что ничего случайного не бывает. И мне показалось, что то полезное, что я в них нашла для себя, может пригодиться еще кому-нибудь.
Автор «Йоги для лица» Эннлайз Хаген — стройная светловолосая американка без определенного возраста: можно и тридцать ей дать, а можно и все пятьдесят. Преподает она давно, а в 2007 году стала вести специальные курсы йоги для лица.
Несколько упражнений из этой книги я теперь делаю каждое утро. О результатах говорить рано, да и особого энтузиазма я не испытала по причинам, о которых напишу ниже.
Больше всего мне понравилось упражнение «Улыбка сфинкса». Я стараюсь делать его как можно чаще и где угодно. Вот это упражнение: «Улыбнитесь, подняв уголки рта, но удерживая глаза в нейтральном положении. Улыбаясь, сохраняйте мышцы лица расслабленными. Представьте, что вы обладаете таинственным секретом — возможно, ответом на сложную загадку, известную лишь вам. Повторите три-четыре раза, чтобы эта улыбка закрепилась в вашей мышечной памяти».
Эннлайз комментирует упражнение так: «Улыбки и смех неизбежно создают углубления в коже, но если вы наблюдаете за своей улыбкой в зеркале, то сможете научиться улыбаться так, чтобы избежать формирования морщин».
Фотография Эннлайз, показывающей, как улыбаться подобно сфинксу, мне показалась не очень убедительной. По-моему, «улыбка сфинкса» — это улыбка Джоконды на картине Леонардо да Винчи: еле заметная, чуть отстраненная, адресованная скорее самой себе, чем окружающим. И да, морщин в уголках глаз у Джоконды не заметно.
Признаюсь, что не люблю смотреться в зеркало. Утром, перед выходом на работу, быстро взгляну на себя — всё ли нормально с одеждой и прической, и ухожу из дома. А если начну разглядывать лицо пристально, да еще в очках, то можно расстроиться, увидев на нем многое из того, чего не хотелось бы.
Поэтому я осваивала «улыбку сфинкса», не глядя в зеркало. Но мне понравилось внутреннее ощущение во время выполнения этого упражнения. Оно даже показалось хорошо знакомым. И я вспомнила: это то самое состояние «внутренней улыбки», о котором неоднократно писали разные авторы в «ФиС», да и не только. И я тоже на эту тему отписалась несколько лет назад (№ 5 «ФиС» за 2005 год).
Вот это состояние, когда улыбка внутри тебя, в душе, мне кажется более важным, чем то, образуются у тебя морщины или не образуются. Улыбку на лице можно изобразить, потренировавшись, и всё будет в порядке с морщинами, точнее, с их отсутствием. А состояние «внутренней улыбки» изобразить невозможно, его надо испытывать, пребывать в нем!
Поэтому про йогу для лица я больше пока писать не буду и перейду ко второй книге — про радость изнутри. Ведь это, по-моему, то же самое, что состояние «внутренней улыбки».
Автор книги «Радость изнутри. Источник счастья, доступный каждому» — Чед-Менг Тан, 48-летний уроженец Сингапура. Сам себя он называет Менгом, поэтому я тоже буду так его называть для краткости.
Менг пишет, что раньше Сингапур был бедной страной без природных ресурсов, и его родители тоже были очень бедны. Отец был вынужден пойти в армию накануне рождения сына, чтобы выбраться из нищеты, а мать не всякий день могла поесть два раза, отдавая пищу детям.
Постепенно, благодаря знаменитому «сингапурскому чуду», жизнь налаживалась, уровень благосостояния страны и ее жителей стал расти, что отразилось и на семье Менга. Отец его вышел в отставку в высоком офицерском звании и стал преуспевающим бизнесменом.
Уже в 12 лет Менг писал компьютерные программы, в 15 лет выиграл первую из своих многочисленных наград по программированию, обучался в самом престижном университете Сингапура, стал инженером в компании Google, тогда только-только набиравшей обороты, и с тех пор живет в США.
Работая в Google, Менг сделал много такого, что выходило далеко за рамки его должностных обязанностей. Организовал для коллег курс по развитию эмоционального интеллекта «Ищи внутри себя», написал книгу с таким же названием, переведенную на множество языков, выступал с докладами на тему развития доброты, вел в ООН дискуссию о сострадании, участвовал в телешоу, рассказывая о созданном им «алгоритме обретения счастья».
Всему перечисленному выше предшествовал долгий путь Менга к внутренней радости: «Я был не очень счастливым до 21 года, но именно в этом возрасте обнаружил, что СЧАСТЬЕ В СЕБЕ МОЖНО ТРЕНИРОВАТЬ. В долгой борьбе с ощущением своего несчастья я совершенно случайно открыл для себя «умственный эквивалент» физических упражнений. Обнаружил, что можно изменить все стороны своей жизни простыми тренировками ума — образно говоря, накачивая бицепсы мозга. Развивать в себе навык получения радости «по запросу» и благодаря этому улучшать собственную жизнь в целом. И этим ментальным, или умственным эквивалентом физических упражнений служит медитация».
Толчком к столь резкому изменению мироощущения Менга оказалась лекция буддийской монахини, которую он услышал в 1991 году, начав учиться в университете. Менг пишет, что был поражен этой лекцией до глубины души. И когда услышал фразу: «Всё зависит от того, как мы развиваем свой ум», в тот же миг принял два судьбоносных решения: стать буддистом и научиться медитировать.
Менг подробно описывает этапы своего обучения, называет многочисленных учителей, которым по сей день благодарен за полученные от них знания. Среди них есть и ученые — психологи, нейробиологи, востоковеды, и священнослужители разных конфессий — буддисты, мусульмане, католики, протестанты.
Менг упомянул о научном исследовании группы психологов, пришедших к выводу, что для каждого из нас характерен свой, относительно постоянный, «уровень счастья», к которому мы неизменно возвращаемся независимо от того, насколько счастливые или горестные события случились в нашей жизни. Было установлено, что и люди, выигравшие в лотерею целое состояние, и те, кто оказался парализованным после аварии, рано или поздно возвращаются к своему среднему «уровню счастья».
Авторы исследования пришли к выводу, что ни один из множества учитываемых факторов — социально-экономический статус, образование, доходы семьи, семейное положение или религия — не повлиял на «уровень счастья» более чем на 3%. Иными словами, все мы родились с заданным «уровнем счастья», заложенным в генах.
Менг понял, что, если верить исследователям, у него от природы чрезвычайно низкий «уровень счастья», и, казалось бы, ничего с этим сделать нельзя — остается смириться. Но ему удалось опровергнуть такое заключение: «Но я всё же нашел решение. Точно так же, как мы можем тренировать и улучшать свои физические свойства — силу и выносливость, мы можем тренировать и качества нашего ума — радость и спокойствие».
Чем больше Менг учился, тем сильнее становилась его уверенность в том, что счастье поддается тренировке в каждый момент нашей жизни. И еще он пришел к выводу, что для повышения своего «уровня счастья» совсем не обязательно, во-первых, становиться буддистом, во-вторых, тратить множество часов и даже лет на упорные тренировки. Результаты учеников Менга — коллег в Google, посещавших его занятия, это не раз подтверждали.
Менг, как и многие другие занимающиеся восточными практиками, придает большое значение дыханию. Свои занятия с учениками он начинает с самого малого — сделать один-единственный вдох. Казалось бы, что тут такого? Мы все дышим, пока живы. Но это не совсем простой вдох, а так называемый один внимательный вдох: «Вы можете закрыть глаза или оставить их открытыми. Сделайте один медленный глубокий вдох. Чтобы растянуть этот вдох, полностью сосредоточьте на нем внимание самым ненавязчивым образом. Полное ненавязчивое сосредоточение на вдохе — и только. Обратите внимание на ощущения в носу или в животе, возникающие во время вдоха».
Менг поясняет: «После этого вдоха вы почти наверняка стали немного спокойнее и расслабленнее, чем до него. А значит, получили некоторую пользу. На то, что даже один внимательный вдох приносит вам спокойствие и умиротворение, есть две причины: физиологическая и психологическая.
Физиологическая причина заключается в том, что вы дышите внимательно, то есть глубоко и медленно, а глубокое и медленное дыхание стимулирует блуждающий нерв, в свою очередь стимулирующий работу парасимпатической нервной системы. Это помогает организму снизить стресс, уменьшить частоту сердечных сокращений, нормализовать артериальное давление и в целом успокоиться.
Психологическая причина кроется в том, что при полной концентрации на дыхании ваше сознание вынуждено целиком присутствовать в настоящем, чтобы сосредоточиться на длительном вдохе. Для чувства сожаления вам требуется оказаться в прошлом, а для тревоги — переместиться в будущее. Таким образом, пока вы полностью находитесь в настоящем, вы временно освобождены и от сожалений, и от страха».
На этом остановлюсь, чтобы в следующем номере журнала продолжить рассказ о Чед-Менг Тане и его методике достижения внутренней радости.
А в заключение скажу немного о другом — почему в заголовок статьи я добавила слово «пенсионер». Так получилось, что обе книги я читала в июне, когда было объявлено о пенсионной реформе, выражающейся в первую очередь в резком, особенно для женщин, повышении пенсионного возраста. А в июле я то и дело слышала или читала о резко негативном отношении народа к этой реформе — митингах, акциях протеста, сборах подписей против готовящихся изменений.
О грядущем повышении возраста выхода на пенсию я слышала давно и удивлялась, почему за это взялись только сейчас. Думаю, что оно рано или поздно произойдет. И нам — нынешним и особенно будущим пенсионерам — придется с этим смириться. Честно говоря, я никогда не возлагала особых надежд на государство, полагая, что надо рассчитывать только на свои силы. Теперь это стало особенно очевидно.
Вот и приходится самостоятельно искать способы обретения внутренней радости, ведь порой извне ждать ее бывает неоткуда. Поэтому вооружаемся легкой, почти незаметной «улыбкой сфинкса» и время от времени делаем глубокие медленные вдохи, чтобы, сосредотачиваясь на них, хотя бы на несколько мгновений отключиться от проблем.
Ирина УТКИНА, кандидат биологических наук
Улыбка Сфинкса
Ершов Юрий Улыбка Сфинкса
Мне всегда хотелось разгадать секреты великих цивилизаций. Тайны их рождения, жизни и смерти. Но много лет прошло, прежде чем я создал аппарат, который в фантастических романах называется машиной времени.
Первые эксперименты прошли успешно и я отправился в загадочную страну, где возвышаются пирамиды. В страну, где ясно ощущается печать ужасающей древности.
Лишь к позднему вечеру мне удалось убежать от навязчивых предложений торговцев фальшивыми редкостями, назойливой дерзости любителей бакшиша, азиатского разноголосого шума, всевидящих глаз искателей приключений и глупой болтовни досужих зевак. Я остался один и направился к краю скалистого плато, глядя, как быстро безукоризненно голубое небо затягивается траурным крепом ночи, а мрак становился осязаемым. И живым.
Но вот и цель ночной прогулки. Вот и молчаливый Сфинкс с изломанными, разбитыми чертами лица, в которых можно увидеть все, что угодно воображению.
Я опустился на присыпанные песком камни и склонился над аппаратом.
Вспышка света проглотила ночь на мгновение. Казалось, что покачнулось само небо. И больше ничего.
Я стоял на большом постаменте, расписанном вязью причудливых письмен и переплетающихся орнаментов. В высоком куполе Вселенной, украшенном россыпями звезд, висела голова ужасного Сфинкса. Каменная грудь изваяния была обезображена тремя глубокими отверстиями, где пропадали лучи ночного светила. Изломанные тени бродили по призрачной дорожке, исчезая в кружении лабиринтов, лежащих под каменным истуканом.
Несомненно, я находился в глубоком прошлом!
Опьяненный успехом, окрыленный надеждами, я смело взглянул в суровое лицо Сфинкса.
Но, увы, не прибавил рассудительности моим поступкам.
На этот раз вспышка была ярче, небо сбросило диск Луны и рухнуло на древние камни.
Да насколько же глубоко я проник в ткань времен и событий? Даже вечные пирамиды, кажется, еще не построили. Быть может сейчас не существует Мустьерской, Хассунской культур. Месопотамия, Индия еще не обжиты людьми, и с секунды на секунду на меня наступит слюнявый стегозавр верхнемелового периода?
Я хотел было уже вернуться обратно, когда вверху, в первозданном мраке сверкнул огонек. Еще один. И еще.
Мне захотелось узнать, куда они идут, а любопытство отодвинуло в сторону самые мрачные опасения. Я оставил машину времени у колонны, и, дождавшись последнего жреца, пристроился в хвост фантасмагорической процессии.
Мерная поступь жрецов, усыпила разум. Визгливые, гипнотические аккорды музыки, льющейся из глубин лабиринта, навевали спокойствие. Я продвигался к зловещей драме, не чувствуя ничего, кроме глупого восторга. Меня ожидали сатанинские забавы, но глаза отказывались видеть правду. Мой затуманенный мозг, заполнили обрывки красочных, нереальных картин. Мое сознание затопила теплая волна умиротворения.
Наваждение растаяло в одно короткое мгновение. Я закричал, придя в себя на камне, обагренном потоками крови.
Надо мной склонилась бесформенная груда зеленого мяса, слизывающая кровь отвратительным хоботом. На трепыхающемся отростке таращился единственный злобный глаз, прикрытый чешуйчатым веком.
А сбоку, утомленно покачивался безголовый великан с торсом человека, крыльями нетопыря за бугрящейся мышцами спиной и отвратительными щупальцами вместо рук и ног.
Я закричал, спрыгнул с холодной глыбы и вцепился в маску первого попавшегося жреца.
И закричал еще громче, наконец-то поняв, что тут, кроме меня нет, да и не может быть ни единого человека.
Я вспоминаю мелькание огоньков, отвратительное клекотание, яростное мяуканье, рычание, щелканье зубастых челюстей, стук копыт, когтей, шуршание нечеловеческих лап и оглушительные, негодующие вопли одноглазого чудовища.
Погоня не отставала ни на шаг. Побег был похож на падение в бесконечность. Не знаю, сколько времени я бежал из этого источника ужасов. Я карабкался по пыльным переходам, забирался на невозможные кручи, прорывался сквозь зловонные клубы пара и барахтался в потоках воздуха, зараженного смертоносными миазмами. Из густой темноты на меня бросались высохшие нечеловеческие мумии, перед глазами вспыхивали магические руна. Неведомые злые силы преграждали мне дорогу, могущественные добрые боги благословляли мое безумное бегство и всякий раз направляли меня на верный путь.
И вдруг я вырвался на свободу!
Восходило тусклое солнце, подсвечивая мрачные строения, пронзающие серые небеса. На высоченных колоннах стояли бесформенные колоссы, от одного вида которых можно было сойти с ума. Черные, чудовищные Звери охраняли мегалитические лестницы, восходящие на вершины десятков Пирамид, на которых блестели шапки никогда не тающего снега и вечного льда. Величественные Пирамиды, где каждый отдельный блок был величиной с жалкую пирамиду тщеславного фараона Хеопса!
Аппарат был там, где я его оставил.
Я включил ускоритель, с удовольствием почувствовав, как закручивается поток времени. На устах моих была искренняя благодарность добрым силам, которые спасли меня от смерти. Силам, которые избавили мою бессмертную душу от заточения в кошмарных безднах.
Я прорвался сквозь геологические эпохи и побывал во временах, где еще не знают, что такое человек. Мне удалось вернуться обратно. Изуродованное лицо надменного Сфинкса показалось мне родным и близким. Он смотрел на меня. Он улыбался мне.
Как правы были те, кто утверждал, что Сфинкс стоял тут вечно! Но раньше он был всего лишь кирпичиком, из которых сложили лапу гигантского, выкрашенного в черный цвет Зверя. Страшного Зверя, охраняющего лестницу, поднимающуюся на вершину одной из десятков колоссальных Пирамид.